Как в Азербайджане восприняли армянскую революцию: беседа с Шахином Рзаевым

«Перемирие висит на очень тонком волоске, и малейшая провокация может вызвать большой инцидент. Перспективу урегулирования в ближайшее время не вижу». Такое мнение в беседе с CivilNet выразил политический обозреватель JAMnews Шахин Рзаев. Относительно ситуации в нахичеванском направлении Рзаев считает, что это был эдакий «пробный шарик», проверка реакции новых властей Армении.

– Какова была реакция азербайджанского общества на Бархатную революцию в Армении?

– Поначалу наблюдали с большим интересом и любопытством, большинство ожидало, что вот скоро власти начнут применять репрессии, может даже прольется кровь. Когда Саргсян подал в отставку, любопытство сменилось недоумением. Как же так? Вот так и взял и отдал власть этому выскочке? Разве так можно? Строились разные конспирологические версии։ кто же стоит за Пашиняном – Запад, Россия, Диаспора или кто-то еще.
Через некоторое время, после визита Пашиняна в Нагорный Карабах, отношение к нему стало намного более отрицательным. При этом есть еще такое мнение, что Пашинян фигура временная. Мавр сделал свое дело, мавр скоро уйдет, будут новые выборы и тогда придет настоящий «Хозяин». Вот с ним можно будет говорить. А самого Пашиняна считают скорее популистом, который нужен был на промежуточном этапе.

– Каковы сегодня общественные настроения в Азербайджане, считаете ли возможным повторение армянского сценария в Азербайджане?

– Общественное настроение в Азербайджане понятие непостоянное. Именно сегодня в обществе довольно сильное недовольство властями из-за социальных проблем и из-за энергетического кризиса, вызванного пожаром на Мингечевирской электростанции. Но никаких массовых протестов нет и не предвидится. Для повторения армянского (и еще раньше грузинского) сценария никаких предпосылок нет. Власти заранее провели все необходимые профилактические меры: взяли деятельность НПО под контроль, ужесточили правила аккредитации для зарубежных СМИ, местных независимых почти не осталось. Политическую оппозицию давно уже никто всерьез не воспринимает. Вероятность появления нового лидера нового движения в такой ситуации почти нулевая. Другое дело, что внутри самой властной элиты могут быть какие-то интриги, но пока это тоже незаметно.

– Азербайджан и Армения продолжают вооружаться, все чаще звучат милитаристские заявления. Несколько лет назад в интервью CivilNet Вы заявили о том, что перемирие держится на честном слове. Видите ли Вы перспективу урегулирования конфликта в обозримом будущем?

Остаюсь при своем мнении. Перемирие висит на очень тонком волоске, и малейшая провокация может вызвать большой инцидент. Перспективу урегулирования в ближайшее время не вижу. Так как, повторяю, Никола Пашиняна пока наши власти не воспринимают всерьез, ждут пока он укрепит свою власть окончательно, или вместо него придет настоящий лидер, с которым можно будет вести переговоры «субстантивные» (то есть предметные). Тем более, что похоже и сам Пашинян не горит желанием что-то форсировать, потому что считает себя неуполномоченным говорить от имени карабахских армян. У нас немедленно эти его слова расценили как попытку сорвать устоявшийся переговорный формат и затянуть переговоры. Кстати, нашу власть этот вариант тоже устраивает. Никто не торопится идти на непопулярный компромисс.

– Чем, по-вашему, обусловлено обострение ситуации в нахичеванском направлении, и насколько вероятна эскалация вдоль армяно-азербайджанской границы, за пределами Карабаха?

– Нахичеванский инцидент, на мой взгляд, был эдаким «пробным шариком», проверкой реакции новых властей Армении. В сущности Азербайджан действовал строго в рамках международного права и договоров с армянской стороной. Провели инженерные работы на своей территории, государственную границу не переходили. Но последовавшие после этого заявления об «освобождении 11 тысяч гектаров» доказывают, что это была именно рассчитанная акция с целью «пощекотать нервы» новым властям Армении. На мой взгляд, операция прошла успешно, Азербайджан добился чего хотел. Вероятность эскалации больших военных действий как в Карабахе, так и на армяно-азербайджанской границе пока невысокая, но вот такая борьба нервов будет продолжаться, и не обязательно в Нахичевани, возможно, на северном участке границы, где несколько азербайджанских сел находятся под контролем армянских войск.

Беседовала Стелла Меграбекян

Հարցազրույցը հայերեն՝ այստեղ։

Մեկնաբանել