Почему Азербайджан пошел на провокацию в Тавуше?

Армен Григорян

Начавшееся 12 июля в Тавуше столкновение на границе по приведшим к нему причинам было похоже на военные действия 2016 года, однако получило иной ход благодаря коренным изменениям в системе безопасности Армении. Наши исследования показали, что между колебаниями цен на нефть и напряженностью на границе существует прямая связь. Чем ниже падают цены на нефть и чем серьезнее вытекающие из этого последствия для экономики Азербайджана, тем выше вероятность роста напряженности на границе.

В общем и целом очевидно, что в хронологическом плане, в зависимости от падения цен на нефть, события в Азербайджане развиваются по следующему сценарию: за падением следуют финансово-экономические проблемы, ухудшение положения, усиление общественного недовольства. Затем, руководствуясь необходимостью сохранения сплоченности, обеспечения консолидации вокруг идеи «общего врага» и избежания внутренней нестабильности, военно-политическая элита добавляет военную риторику. В конце события развиваются в направлении роста напряженности на границе.

Сценарий развития событий был аналогичным и в апреле 2016 года, и в июле 2020-го. Даже есть четкая взаимосвязь между минимальной ценой на нефть и сроком начала военных действий. С начала 2016 года самая низкая цена на азербайджанскую нефть была зафиксирована 21 января, и через 2 месяца и 10 дней после этого начались военные действия. Точно так же в 2020 году самая низкая цена была зафиксирована 22 апреля, после этого спустя 2 месяца и 20 дней возобновились военные действия. Кстати, апрельские действия начались в субботу, а июльские – в воскресенье. В обоих случаях Ильхам Алиев выбрал выходной день.

Очевидно, что военное поведение Азербайджана колеблется параллельно с ценами на нефть. Начавшееся еще в марте падение цен на нефть предопределило июльскую эскалацию, которая была очень похожа на поведение Азербайджана перед апрельскими военными действиями. Параллельно с падением, как и прежде, начала нагнетаться военная риторика.

Таким образом, нефтяной фактор сделал поведение Азербайджана максимально прогнозируемым и дал возможность с большой точностью предугадывать его действия. Перед тавушской эскалацией Ильхам Алиев лично, назвав переговорный процесс «бессмысленным», подверг Минскую группу резкой критике и послал сигнал военной провокации. За этим последовал визит министра обороны Закира Гасанова на передовую, где последний призвал офицерский состав ждать приказа президента и быть готовыми идти до конца. Примечательно также, что Гасанов в интервью одному из местных СМИ пожаловался на установленные по всему периметру линии соприкосновения с Арцахом системы видеонаблюдения, которые сделали внезапное инициирование действий невозможным. Это заявление также позволило спрогнозировать, что Азербайджан в качестве мишени выберет другую цель.

А почему июльские действия не развивались так же, как в прошлом? Прежде всего потому, что революция коренным образом изменила возможности системы управления Армении. После революции резко возросли наши возможности глубокого исследования Азербайджана, и действия последнего были своевременно спрогнозированы. Кроме этого, осуществленные в течение двух последних лет реформы в вооруженных силах, а также приобретение беспрецедентного количества современного вооружения позволили развить новые мощности, резко нарастив наш военный потенциал. К преимуществам армянской стороны добавляются доверие общества к премьер-министру и правящей политической команде, а также сплоченная работа всей системы управления, в результате чего провокации Азербайджана привели к иному, чем прежде, финалу.

Столкнувшись с сопротивлением армянской армии, азербайджанские вооруженные силы понесли серьезные потери в живой силе и технике. Азербайджан потерпел поражение и в дипломатической плоскости. Если у мирового сообщества изначально была лишь уверенность, что инициирование военных действий вытекает из интересов Азербайджана, то к этому добавилась также прозвучавшая из Баку на государственном уровне угроза нанести удар по Мецаморской АЭС и создать глобальную катастрофу, которая нанесла ощутимый удар по репутации азербайджанской стороны.

Создавшаяся тяжелая ситуация вынудила Ильхама Алиева предпринять попытку снискать общественную поддержку: он санкционировал проведение в Баку шествия, которое очень быстро вылилось в акцию протеста. Не сумев мобилизовать общество, Алиев, чтобы спасти собственное лицо, вновь организовал провокацию на границе, в результате которой потерпел тяжелое поражение и был вынужден отступить.

Авантюризм Алиева потерпел полное фиаско, а история, как известно, доказала, что между длительностью правления диктаторов и их неудачами на поле боя существует обратная пропорциональная зависимость.

Конечно, после начала военных действий Азербайджан преследовал и другие цели. Алиев попытался втянуть в войну и региональных игроков. В случае возможного успеха он мог иметь и другие далеко идущие цели, однако основной причиной начала военных действий было падение цен на нефть с вытекающими из этого последствиями.

Армен Григорян – секретарь Совета безопасности Армении․