Армения: Внеочередные выборы и возможные конфигурации

18 марта премьер-министр Никол Пашинян заявил о намерении 20 июня провести внеочередные парламентские выборы. Оппозиционные фракции парламента «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения» заявили о своем согласии на проведение выборов. Внепарламентские оппозиционные силы продолжают выступать против выборов. На эту и другие темы Эмилио Криккио беседует с политическим обозревателем Эриком Акопяном.

– Надеюсь, что решение провести выборы будет означать, что есть выход из кризиса и тупика, и это решение будет исходить из интересов избирателей, также надеюсь, что этим будет положен конец ощущению неопределенности и кризиса. Теперь люди знают, что зафиксирована конкретная дата разрешения ситуации, и это решение будет претворено в жизнь демократическим путем, а не насилием и угрозами. Следовательно, мы, казалось бы, пережили труднейшие времена и дошли до точки, когда будем иметь то, что необходимо выборы.

Страна до сих пор управлялась мандатом, который более не существует, была необходимость перезагрузки. Сам по себе положителен факт, что по данному вопросу пришло к согласию много людей, которые друг друга недолюбливают. Другой вопрос куда нас заведет этот процесс.

– Много было разговоров о Гагике Царукяне и его партии «Процветающая Армения», и тема в последние недели осталась незамеченной. Партия Эдмона Марукяна «Просвещанная Армения» дала согласие на проведение выборов. Правительство в лице Никола Пашиняна пыталось склонить Царукяна к участию в выборах, Движение по спасению родины, наоборот, пыталось уговорить его не участвовать в выборах и присоединиться к их требованию создать временное правительство. Что, по-вашему, произошло, и почему Царукян уступил Пашиняну?

– Гагик Царукян, как и любой политик, действует в своих интересах. Изначально он был в составе коалиции из 17 партий, но потом отошел от них. У него есть опыт перехода от одной стороны к другой, исходя из оппортунистических мотивов. Любой политический деятель действует именно так.

В случае новых выборов он рассчитывает преодолеть эти 5 процентов и войти в парламент, опираясь на свой электорат в Котайкской области, и он не нуждается в других партиях, большая часть которых не имеет никакой значимости. Следовательно, он принял это решение, во-первых, потому что знает, что войдет в парламент почти с тем же количеством депутатов, как сегодня. Во-вторых, он увидел, что оппозиция не достигает никаких результатов, не получает поддержки, правительство не уходит и нет перспективы формирования переходного правительства. Будучи дальновидным и довольно хитрым в подобных вопросах, Царукян отдалил себя от уличной оппозиции и пошел на сделку.

– Что это означает для Движения по спасению родины, Вазгена Манукяна, Артура Ванецяна, Республиканской партии и партии Дашнакцутюн? Они призывали создать переходное правительство, а потом уже проводить выборы.

– В данном случае они полностью оказались в статусе маргиналов. Если твоя цель удалить правящую силу, она может уйти путем выборов. В чем смысл требовать переходное правительство, закрывать улицы? Они получают именно то, чего не хотели. Та масса людей, которая не поддерживает нынешнее правительство, получает выборы. Но движение всегда выступало против выборов, зная, что проиграет. Теперь они должны выбрать участвовать или нет в выборах. Они могут участвовать, легитимизируя процесс, или не участвовать, пытаясь делегитимизировать его. Думаю, их пути разойдутся, так как Вазген Манукян заявил, что не намерен участвовать в выборах, а Кочарян что будет участвовать.

Кочарян основной идеолог этого движения, и, по всей видимости, один из тех, кто его финансирует. Так что, я думаю, они пойдут разными путями, но это не тот результат, к которому стремилось движение. Скорее всего, они займутся делегитимизацией выборов, ставя их под вопрос.

– Недавно Левон Тер-Петросян опубликовал статью. Он отметил, что эти выборы будут самыми позорными и хаотичными в истории Армении. О чем Вы подумали, прочитав эту статью?

– Это говорит человек, который украл голоса в своих последних выборах, вывез на улицы танки, а теперь рассуждает о позорных выборах. Он — надежный источник для ряда тем, но по данной теме он совершенно недостоверен. Так что, совсем неважно, что он заявляет по этому вопросу. Будет ли напряженная предвыборная кампания? Конечно. Во-первых, именно такова суть политики в этой стране. Ты можешь говорить что угодно, швырять в лицо своим политическим оппонентам все: нет золотой середины. Все будут грызть друг другу глотки: этот предатель, тот лицемер и так далее. На самом деле, такова суть политики во всем мире, особенно, в развивающихся демократиях. Смею предположить, что будет грязная, некрасивая кампания. Вопрос в том, будут ли справедливые и прозрачные выборы, будет ли процесс, схожий с выборами 2018-го или будут фальсификации? Мы должны стремиться к честным и справедливым выборам, чтобы у людей была возможность волеизъявления, независимо от того, кто победит. Ожидается неудобный, запутанный процесс, но сама по себе демократия именно такова. Все альтернативные варианты намного хуже.

– Многие обсуждают необходимость создания новой политической силы, но три месяца это достаточный срок для появления таких сил?

– Наверно, нет, но нельзя утверждать наверняка, так как в политике, — и это историческая истина в Армении, — все может в одночасье измениться. Думаю, скорые выборы выгодны сегодняшней власти, так как остается мало времени для формирования третьей, заслуживающей доверия силы. Не уверен, что в любом случае на горизонте не замаячит какая-либо сила, ведь когда на политическом рынке есть спрос, появляется и предложение, даже если этот кто-то неидеальный вариант. Кто-нибудь да сможет заполнить вакуум. Стоит отметить, что политики могут наломать дров: думают, что что-то им выгодно, но в итоге выходит наоборот.

– Если взять опрос Международного республиканского института (IRI), партия Пашиняна может победить большинством голосов. Что это будет означать для Армении, и насколько это вероятно?

– Победа Пашиняна, при которой он не будет вынужден пойти на коалицию с другой силой, неблагоприятна для страны, так как эта победа не будет отражать всю страну: эти 40 процентов, которые не поддерживают никого, в политическом плане останутся бездомными. Это — нехороший результат. Ошеломляющая победа нынешнего правительства нежелательна. Идеальный вариант — коалиционное правительство из нескольких партий. Если посмотрите на опрос и реальность, налицо два возможных варианта и одна точность.

Один из возможных вариантов: нынешнее правительство одерживает полноценную победу над оппозицией, которая слаба и которой не доверяют, и много людей не участвует в выборах, так как ни один выбор неприемлем для них, особенно, если не будет третьей силы. В данном случае власть получит мандат, которого не достойна.

Второй возможный вариант формирование третьей силы, которая будет способна заставить правительство пойти на коалицию.

В этом процессе ясно то, что уличная оппозиция и представители бывшего режима канут в лету. Это будет их политическим концом, потому что если они понесут поражение и не смогут прийти к власти, это станет финальным этапом революции, в котором старые силы будут навсегда похоронены.

Написать комментарий