Каково политическое будущее Арцаха? «Карабахский ракурс»

Здравствуйте. В эфире очередной выпуск программы «Карабахский ракурс», я Гегам Багдасарян.

Из событий прошлой недели в Арцахе и вокруг Арцаха я выделил рабочий визит президента Араика Арутюняна в Мартакерт 3 августа и его выступление, в ходе которого было сделано несколько примечательных заявлений. Я бы назвал их ориентирными.

И так, насколько эти ориентиры воспринимаемы и приемлемы для арцахского общества, как в их свете представляется будущее Арцаха? Начнем с самой важной и самой тяжелой мысли этого выступления.

«Конечно, обращусь к двум важным темам – безопасность и статус. Регион таков, что мы самостоятельно, в одиночку не в состоянии обеспечить мир, безопасность, и наличие здесь российских войск должно быть не временным, а постоянным. Если бы не вход в регион российских войск, то мы бы удостоились совсем другой судьбы»․

Арутюнян, наконец, сказал то, о чем после 44-дневной войны периодически говорили в Арцахе. Лидер Арцаха впервые публично констатировал эту печальную реальность со всею ее убогостью. До этого руководители Арцаха заявляли о возможности восстановления, преобразования и модернизации Армии обороны Арцаха, хотя люди не совсем понимали, как это должно быть воплощено в жизнь.

Сегодня на самом высоком уровне была констатирована горькая реальность, а именно: мы не сможем собственными силами обеспечить свою безопасность.

В любом случае, горькая реальность предпочтительнее сладкой лжи, и в этом смысле этот шаг президента Арцаха приветствуется. Самый печальный вывод из сказанного Араиком Арутюняном заключается в том, что развитие событий не зависит от нас, и у нас нет рычагов воздействия на них. Насколько ситуация однозначна – другой вопрос.

Но сейчас самое главное – извлечь правильные уроки из случившегося, осознать ошибки прошлого, чтобы в будущем не повторять их и реально оценивать вызовы и возможности будущего. Подводит ли нас к этому президент Арцаха или вновь ведет к тем же стереотипам, которые довели нас до этого дня՞ Судите сами:

«Мы воевали против мира, имея очень ограниченные возможности».

Во-первых, в этом мире даже муравьи не одиноки и бессильны, а имеют естественных союзников. И потом, мир очень разный, есть различные силовые центры с взаимоисключающими и противоположными интересами, и необходимы огромные усилия и воображение, чтобы всех настроить против себя. Не говоря уже о логической ошибке: если ты воюешь против мира, то о какой ограниченной возможности идет речь, как она может, мягко говоря, не быть ограниченной?

Но констатирую, на мой взгляд, самое опасное. После всего этого что-то изменилось у нас, среди нас и по отношению к нам? В нашей внешней политике что-то изменилось? Есть изменения в нашей внутренней политике, качество власти изменилось, отношение властей к людям изменилось? Нет, трижды нет!

Значит, можем сделать логический вывод о том, что мы будем продолжать сражаться против всего мира? Но что это за посыл миру, что за посыл всем тем людям, силам и странам, которые хотели бы нас поддержать и поддерживают, независимо от подобных заявлений? И потом, я не понимаю, означает ли это фиксирование виновника наших будущих провалов или заблаговременный запрос на индульгенцию за будущие провалы?

Так или иначе, президент Арцаха констатировал печальную для нас всех ситуацию, значит, будет логично сделать следующий шаг: поразмыслить сообща и вместе искать выходы из этой ситуации. Кажется, Араик Арутюнян осознает необходимость этого. По крайней мере, мы можем сделать подобный вывод из его следующего утверждения.

«Победа – неокончательная, поражение – несудьбоносное, важна смелость продолжать путь. В течение 30 лет мы имели и победу, которую я назову временным успехом, поскольку если победа неокончательная, она не может быть победой, мы потерпели и неудачу: это – не поражение. Но мы должны вновь обрести себя, продолжить борьбу. Потому что от нашей сегодняшней работы зависят не только наши будни, наша жизнь и деятельность, а судьба поколений».

Если это действительно так, то мы должны избавиться от ощущения, что мы обречены. Мы не одни и не будем никогда одни, если сами не захотим. На днях бывший советник третьего президента Арцаха, ныне депутат Национального собрания Армении Тигран Абрамян высказал интересную мысль: «Власти Азербайджана должны понимать, что результаты этой войны не являются приговором для Армении и Арцаха».

Со своей стороны сделаю небольшое уточнение и добавлю, что по меньшей мере политические результаты войны не являются приговором для Армении и Арцаха, и это, в первую очередь, должны понимать власти Армении и Арцаха. Так ли это? Не думаю.

После своего визита в Мартакерт президент Арцаха с рабочим визитом отправился в Ереван, где провел несколько важных встреч. На этих встречах политической повестки не было, абсолютно не было, речь шла только о социально-экономических вопросах.

Между тем, важна именно политическая повестка, поскольку остается множество безответных вопросов. В частности, будут ли выборы в органы местного самоуправления и общегосударственные выборы, каковы политические препятствия для их проведения, почему чиновники Армении не посещают Арцах, какие есть проблемы? Почему иностранные граждане не могут посещать Арцах? И наконец, что делается для международного признания Арцаха? Эти вопросы должны быть обсуждены открытой общественной повесткой. Нужно сообща искать выходы из ситуации, потому что амбициозные социально-экономические программы могут иметь ценность только в том случае, если есть вера в завтрашний день, и если будущее предсказуемо.

Написать комментарий