От Путина до Осканяна: топ-10 заявлений об Арцахе

արցախյան դիտանկյուն՝ գեղամ բաղդասարյանի հետ

Здравствуйте. В эфире очередной выпуск программы Карабахский ракурс. Из событий прошлой недели в Арцахе и вокруг Арцаха я выделил самые примечательные заявления и мнения, составив топ-10 их авторов.

На прошлой неделе выступая на заседании Совета глав государств СНГ и коснувшись проблемы Нагорного Карабаха, президент России Владимир Путин эту территорию отметил как Армению. Цитирую: «При нашем содействии осуществляется перевозка гуманитарных грузов, разминируются территории, при этом, хочу привлечь ваше внимание – с обеих сторон, на обеих территориях: и на территории Азербайджана, и на территории Армении».

Заявление Путина примечательно тем, что российский миротворческий контингент дислоцирован не на территории Армении, а на территории Арцаха, и данное разминирование осуществляется на территории Арцаха.

CivilNet констатировал, что это второе подобное заявление Путина.

Аналогичное заявление российский лидер сделал и во время переговоров с президентом Турции 27 сентября в Сочи, говоря о мониторинговом центре по контролю за прекращением огня в Агдаме.

На прошлой неделе довольно примечательное заявление сделал начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров. По сообщению телеканала «Звезда», он сказал следующее: «Договоренностей по Карабаху достаточно для окончательного политического урегулирования в регионе».

Кажется, что это немного бессвязное заявление, вне времени и существующих реалий. На самом деле это только первое впечатление. В действительности, происходят серьезные развития в регионе и вокруг него. И слова Сидорова – это именно реакция на них.

В частности, новоназначенный посол Франции в Армении Анн Луйо в интервью радиостанции «Свобода» заявила, что совместно с сопредседателями Минской группы ОБСЕ готовится текст долгосрочного соглашения по региону и добавила, что Армения и Азербайджан также должны двигаться вперед. По сообщению сайта «Лрагир», Баку сделает все, чтобы торпедировать этот процесс, следовательно, слова посла относятся, в первую очередь, к Армении, а может, только к Армении.

«Лрагир» пишет, что Минская группа остается единственной реальной альтернативой российско-турецкому формату. К альтернативе присоединяются Иран и Индия. Впервые в истории Армению посетил министр иностранных дел Индии. Ереван рассчитывает в ближайшее время подписать с Тегераном соглашение о создании транспортного коридора «Персидский залив-Черное море». Индия заявила о готовности присоединиться к проекту. По всей видимости, это не нравится нашему стратегическому союзнику. Посмотрите, что говорит московский политолог Семен Багдасаров. По печальной традиции неблагоприятные для армян мнения в России транслируются в первую очередь устами граждан-армян этой страны. В этой тяжелейшей ситуации, когда Армения зажата в тисках, смотрите, как негодует господин Багдасаров по поводу открытия маленького окна для Армении: «Такое ощущение, что турки борются за зангезурский коридор, чтобы обеспечить себе хап абсолютный всех товаров, которые пойдут в Среднюю Азию, Каспий и Азербайджан через Армению, иранцы заявляют о своем проекте «Персидский залив – Черное море», а мы где? У меня есть друзья, которые, опираясь на некое решение, принятое на самом верху о создании логистики из иранского порта Чехбехар к портам Ирана в Персидском заливе, они бедные с документом бьются как рыба об лед, но об этом не слышно и не видно, а вот Иран и Турция громко заявили, и каждый проталкивает свою идею. Но честно, если это будет сделано, много товаров из Китая пойдут мимо нас. Если министр иностранных дел Индии прилетает в Армению, страну, которая в 10 раз меньше любого штата индийского, а по населению раз в сто, Индия заинтересована поставками по этому маршруту, мы-то где? Где наши интересы?».

Информационная кампания против Армении этим не завершилась. «Россия, Армения, Азербайджан и Нагорный Карабах» – так называется статья российского политолога Модеста Колерова на информационной платформе «Регнум». Ниже – некоторые перлы Колерова.

«Вряд ли Минская группа даже в принципе — даже в идеале — посмеет желать отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана, если этого на деле уже не желает и сама Армения. Та Армения, которая уже «не Арцах» и которая уже — гораздо более прокси Ирана, нежели союзник России, несмотря на всё военно-техническое сотрудничество с ней и несмотря на всю риторику бессильного (вне, помимо и без России) ОДКБ. Армения Пашиняна — не союзник России, а получатель её льготного (по ценам ОДКБ) вооружения. Армения сегодня бессильна даже обозначать баланс сил в Закавказье, который был полезен для безопасности России. Базы России в армянских Гюмри и Эребуни защищают сами себя, а не стратегические границы России, уже и без того защищаемые её базами в Абхазии и Южной Осетии. Без миротворцев в Карабахе российские базы в Гюмри и Эребуни теряют смысл. Надо прямо сказать: Армения теряет независимую государственность».

Вот так, ни больше, ни меньше. Возникает логический вопрос: а почему ситуация настолько катастрофична, и каким образом нарушен баланс сил? Колеров обвиняет в этом «Армению Пашиняна».

Но вот другой российский политолог, очень любимый армянской прессой и некоторыми экспертными кругами Станислав Тарасов был вынужден раскрыть некоторые скобки. Посмотрите, что он говорит в интервью NEWS.am.

«Россия не включила Турцию в соглашение (от 9 ноября – ред.), но использовала ее как спарринг-партнера. Это является косвенным признанием влияния Турции, поскольку Москва косвенно подключила Анкару к процессу. Не Турция сама прорвалась, а ее подключила Россия, которая не собирается доминировать в Закавказье. Многие говорят, что исторически это зона влияния России, и она ее теряет. Нет, Россия не теряет свое влияние, просто она переформатирует свою политику на постсоветском пространстве».

Если Россия изменила свою политику и повысила роль Турции, то какой смысл искать виновных в другом месте? Думаю, это откровение Тарасова должно стать холодным душем для тех, кто до этого утверждал обратное. Однако продолжу представлять тарасовские разоблачения.

«Вопросы статуса Карабаха и статуса миротворцев возможно решить путем двухсторонних переговоров между Москвой и Баку.

Армяне уже проиграли все, что можно было проиграть. Но если они и дальше желают идти по этому пути, жертвуя своей государственностью, то значит, так тому и быть.

Россия может быть гарантом безопасности только для армянства Карабаха, потому что, в отличие от населения Армении, они всегда были склонны к России, даже в самый тяжелый для России период.

Если Ереван отвернется от Степанакерта так же, как во время войны, то коммуникации с Карабахом могут выстраиваться через Азербайджан. Судьба Карабаха сейчас находится в руках России».

О Тарасовском умозаключении, что Армения отвернулась от Арцаха. Не секрет, что некоторые прокремлевские круги годами и десятилетиями проводили последовательную политику по разделению Арцаха и Армении в общественном восприятии, иногда доводя арцахцев до уровня отдельной идентичности, и мы, арцахцы, этому иногда поддавались. Эта последовательная политика не могла не оставить следа и не отразиться негативно на представлениях об Арцахе и арцахцах в Армении. Смотрите, какие ужасные данные представляет известный бизнесмен и уже политический деятель Рубен Варданян в интервью Общественному телевидению Армении на прошлой неделе. «80 процентов не недовольны потерей Карабаха, согласно опросам, 30 процентов карабахцев не считают армянами, я могу продолжить рассказывать грустные вещи. Я вижу ситуацию, мы каждые три месяца проводим опросы и видим, что творится в Армении. Мы не чувствуем глубину нашей болезни. Пока не поставишь правильный диагноз, не можешь начать лечение».

Кто эти люди, которые не недовольны потерей Арцаха, или кто Арцах считает грузом? Или кто считает, что Армения может развиваться только ценой потери Арцаха? Они – конкретные люди, они есть среди всех нас. Почему так получилось – это отдельная и очень серьезная тема, к которой я вернусь в дальнейшем. А сейчас предлагаю выслушать мнение члена парламентской фракции правящей партии Армении Вигена Хачатряна во время обсуждения на прошлой неделе, надеясь, что это не позиция правительства Армении: «Мы будучи недальновидными, отвергли идею самого высокого уровня самоуправления, которую предлагал Гейдар Алиев. Думаю, что сын Гейдара, у которого советники не хуже, сегодня заявляя, что нет карабахского вопроса, завтра «великодушно» может согласиться на самоуправление в качестве уступки. Это будет концом, а не отделение, и все нам скажут: что вы еще хотите, человек говорил «никакого карабахского вопроса», а теперь предлагает самоуправление. Мы сами себя загнали в тупик. Когда мы говорим, что для карабахцев нет перспективы в составе Азербайджана, нам все время будут говорить: столетиями жили они, что вы говорите? Эта несовместимость нас заводит в тупик. Не в этом наше спасение. Это – мое личное мнение, а не позиция власти․ Я думаю, что это наше будущее, мы должны быть совместимы для проживания бок о бок. Мы должны найти способ для диалога и гарантии взаимных требований так, чтобы не стать разменной монетой. От кого нас здесь защищает российская армия, если Россия Турцию пригласила в регион?».

Действительно, печальная картина. Рубен Варданян правильно поступает, отмечая важность диагноза пороков общества. Но нужно также уточнить, что делать. Что делать в эти смутные времена, в этом хаосе? Мало кто предлагает ответ на этот вопрос. Одним из немногих людей, предлагающих ответ, является бывший министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. Он предоставил СМИ свою статью о необходимости формирования новой армянской повестки на предстоящих переговорах. Осканян считает, что не все потеряно, многое можно восстановить, и представляет 5 тактических предложений. Вот 2 из них․

«В переговорах армянская сторона должна стремиться не к миру, а к установлению системы законности (legitimate), краеугольным камнем которой будет не баланс сил, а удовлетворение сторон и перспектива справедливого урегулирования. Только это может привести к стабильному миру».

«Никогда не подвергаться давлению в плане времени и не проявлять поспешности на пути достижения всеобъемлющего решения вопроса. Именно здесь армянская сторона должна принять поэтапный вариант продвижения проблемы».

Что касается событий, произошедших в самом Арцахе, то министр иностранных дел Арцаха Давид Бабаян выразил очень примечательную и очень однозначную мысль, коснувшись факта ранения на прошлой неделе 6 наших военнослужащих у общины Норшен Мартунинского района Арцаха. Он не считает, что произошедшее является основой для того, чтобы говорить об угрозе возобновления широкомасштабной войны.

«Это невозможно, пока там стоят российские миротворцы. Мы должны хорошо это понимать, не спекулировать, не сеять панику. Война невозможна»,- сказал он.

Дай Бог, чтобы так и было, лишь бы такая вот однозначная публичная самоуверенность негативно не повлияла на осознание необходимости ежедневного и ежечасного укрепления системы безопасности.

Написать комментарий