Разблокировка региональных дорог как способ преодоления враждебной атмосферы

Геворг Тосунян

Открытие новых и разблокировка закрытых путей сообщения традиционно рассматриваются как один из методов, способствующих восстановлению контактов, доверия и трансформаций конфликта, особенно после наступления перемирия.

Официальный Ереван склоняется к такому варианту разблокировки дорог, которые подчеркивают региональную взаимосвязанность и могут стать поэтапным выходом из атмосферы вражды. Об этом заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе 76-й сессии Генассамблеи ООН.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев в свою очередь регулярно заявляет, что открытие дорог поможет преодолеть атмосферу враждебности в регионе.

Концепция «разблокировки» начала активно циркулировать в армянском обществе после заявления лидеров Армении, Азербайджана и России 11 января 2021 года. Разблокировка упоминается в 9-м пункте трехстороннего заявления от 9 (10) ноября, завершившего 44-дневную арцахскую войну в 2020 году, но работа началась после заявления 11 января.

На основе заявления была создана рабочая группа из вице-премьеров Армении, России и Азербайджана, армянскую сторону представляет вице-премьер Мгер Григорян.

До мая 2021 года группа активно работала над различными вопросами, но 12 мая, когда азербайджанская сторона вторглась на территорию Армении в Сотк-Хознаварском участке Гегаркуникской и Сюникской областей, работа была остановлена. Она возобновились после досрочных парламентских выборов 20 июня 2021 года, когда было сформировано новое правительство.

За это время состоялись две встречи. По мнению армянской стороны, решения в железнодорожном вопросе более реалистичны. Азербайджанская сторона также ставит в повестку дня восстановление железной дороги, но официальный Баку говорит о «Зангезурском коридоре», который подразумевает обеспечение сообщения через сухопутную территорию Армении между Нахичеваном и Азербайджаном. Официальный Ереван неоднократно заявлял, что о коридоре не может быть и речи, потому что в трехстороннего заявлениях говорится об открытии всех дорог. Армения остерегается, что открытие «Зангезурского коридора» расширит присутствие Турции (между Арменией и Турцией отсутствуют дипломатические отношения) в регионе, так как с помощью коридора основная часть Азербайджана будет связана с Нахиджеваном и Турцией, кроме того, будет создан транспортный коридор между Турцией и странами Азии.

Вице-премьер Армении Мгер Григорян предлагает рассматривать разблокировку в полном смысле этого слова: «Заявление от 11 января предполагает разблокировку как таковую, а не по конкретным направлениям. Я думаю, что неправильно сосредотачиваться на направлениях, потому что мы говорим о разблокировке в регионе, а значит, должны быть открыты все возможные пути».

Ранее, в апреле 2021 года, из аппарата вице-премьера CivilNet сообщили, что армянская сторона подняла вопрос о железной дороге Иджеван в рамках трехсторонней группы из Армении, России и Азербайджана. Есть проблемы с железной дорогой, особенно с ее инфраструктурой. В советские годы действовала железная дорога Джульфа (Нахиджеван) -Минджеван/Миджнаван, 40 км которой проходили через район Мегри. В 2000-х годах в этом районе вся железная дорога была демонтирована, железо было продано, сегодня остались только приспособленные для железной дороги тоннели и насыпи.

Армянский участок железной дороги Иджеван-Агстафа в лучшем состоянии: осталось железо и хоть какая-то инфраструктура. Тем не менее, есть необходимость крупных вложений.

Гагик Агаджанян, глава компании по перевозке грузов «Апавен», предоставил CivilNet неофициальные расчеты, которые он получил от российской стороны.

По предварительным и максимальным оценкам, ремонт Мегринской железной дороги обойдется в 250 миллионов долларов, Иджеванской – в 450 миллионов долларов, включая реабилитацию 8-километрового Меградзорского тоннеля, открытие дороги на Ахурянском участке – 16 миллионов долларов, а участок от Ерасха до Нахичевани – 5 миллионов долларов. По словам Гагика Агаджаняна, Зангезурская железная дорога невыгодна для армянской стороны.

«Эксплуатация этой железной дороги ничего не даст Армении. Тариф на 45-километровую железную дорогу может составлять максимум 6 долларов за тонну, а ее стоимость примерно такая же, государство не заработает даже доллара за тонну», – говорит Агаджанян.

Он предлагает использовать существующие коммуникации. «Для разблокирования Нахиджевана мы можем построить участок от Ерасха до Нахиджевана, пусть жители Нахиджевана дойдут до Тбилиси и Баку через территорию Армении, как мы».

Мнения среди населения

Мнения о разблокировке в Армении неоднозначны. Люди против логики «коридора», выдвигаемой Азербайджаном, но некоторые из них выступают за открытие автомобильных и железных дорог.

«Прежде всего, необходимо нормализовать отношения с азербайджанцами. Если есть такая неприязнь, то о разблокировке говорить рано», – сказал житель Еревана.

В Иджеване, в одном из северных городов Армении, выступают за разблокировку. «Как будто мы в тупике, нет пути в Грузию, нет выхода, мы остались здесь. Дороги надо открывать как прежде, чтобы люди начали жить», – говорят жители.

В Мегри, одном из самых южных городов Армении, царит неопределенность. Люди в первую очередь хотят понять, как будет осуществляться разблокировка, если железная дорога, соединяющая Азербайджан и Нахиджеван, будет проходить через юг Армении, возле реки Аракс, они лишатся важной дороги.

Бывший прокурор Мегринского района Зограб Айрапетян, например, считает, что железную дорогу можно использовать и для решения политических проблем. «В советские годы азербайджанская сторона закрывала линию на Нахиджеван, в ответ на это мы не разрешали поездам заходить в Нахиджеван по территории Армении. Подобная акция была проведена и по моей инициативе. Мы закрывали линию, когда нам это было нужно», – рассказал Айрапетян.

В самых южных городах Армении, в Мегри и Агараке, а также в соседних селах по объективным причинам многие выступают за разблокировку. Раньше жители этих регионов активно пользовались железной дорогой Мегри-Капан, так как раньше они ездили в Ереван через Нахиджеван всего за 2-3 часа, а сейчас есть только одна дорога, по которой трудно проехать и занимает более 6 часов, чтобы добраться до Еревана.

Ущерб от блокады более чем заметен в этих общинах как с точки зрения экономики, так и с точки зрения туризма.

Председатель Центробанка (1994-98), экономист Баграт Асатрян говорит, что отсутствие железной дороги и закрытые границы всегда тормозили развитие экономики.

«В ходе политических дискуссий в первые годы независимости очень четко была поставлена ​​задача, что страна не может развиваться без дорог. Думать, что без дорог может быть более или менее серьезное развитие, – это что-то схожее с безумием», – говорит Асатрян.

Если разблокировка будет осуществлена ​​в форме, предусмотренной в трехсторонних заявлениях, то есть откроются все дороги, а предоставление только одного «коридора» Азербайджану исключится, это стало бы одной из предпосылок для нормализации армяно-азербайджанских отношений.

Написать комментарий