Здравствуйте. В эфире очередной выпуск программы Карабахский ракурс. Из событий прошлой недели в Арцахе и вокруг Арцаха я выделил решение правительства Армении о предоставлении Арцаху помощи в размере 13,5 миллиардов драмов. Эта большая социальная поддержка дала повод для серьезных размышлений.
Что и говорить, похвально и очень важно, что власти Армении держат в центре внимания насущные вопросы арцахцев, оказавшихся в тяжелой ситуации после 44-дневной войны. Однако возможности Армении не безграничны, и со временем возникнут трудности с сохранением этого уровня поддержки, поэтому было бы разумно заранее подумать о новой и по возможности самодостаточной модели экономического развития Арцаха.
Судя по словам премьер-министра Никола Пашиняна, власти Армении осознают важность перехода от гуманитарной помощи к программам развития в Арцахе. Выслушаем эту часть выступления Пашиняна на заседании правительства.
«За последний год мы уже предоставили Арцаху 120 миллиардов драмов, важно то, что мы шаг за шагом, и по возможности плавно переходим от программ поддержки к программам развития, чтобы в Арцахе также работал механизм генерации и сбора налогов, и нужно констатировать, что он работает. В 2020-ом правительство Арцаха зарегистрировало больше налоговых сборов, чем было предусмотрено. Это – очень важный факт, мы продолжим оказывать помощь Арцаху».
Однако есть и другая, более серьезная проблема. Плавный переход от социальной поддержки к программам развития представляется властям Армении в виде целевого выделения финансовых средств. Это, безусловно, очень важно, но намного более важна разработка новой стратегии экономического развития в создавшихся новых условиях. Армения для разработки подобной стратегии имеет гораздо большие интеллектуальные возможности и потенциал, обусловленный международными связями. Арцахский политолог Тигран Григорян поделился своим видением в интервью «Алик Медиа».
Тигран Григорян: Я всегда удивляюсь, когда меня спрашивают, а продолжает ли Армения быть гарантом безопасности Арцаха? Скажу больше, Армения продолжает быть гарантом существования Арцаха. То есть, если не будет тех средств, которые поступают из Армении, в Арцахе просто не будет государственного аппарата.
Татул Акопян: Потому что около 70 процентов арцахского госбюджета формируется за счет средств, поступающих из Армении…
Тигран Григорян: После войны эта цифра увеличилась, потому что мы понесли огромные потери. Арцах сегодня не может иметь самодостаточную экономику. Проблема в том, что участие Армении во внутренней жизни Арцаха по большому счету ограничено этими финансовыми переводами. Ереван предоставляет суммы и не желает участвовать в процессе принятия решений.
Это – не новая проблема, она была годами и десятилетиями. Финансовая поддержка в виде межгосударственного кредита от Армении и отсутствие контроля за его расходованием были ценой за лояльность властей Арцаха. Та же картина в вопросе содействия Диаспоры. Армяне Диаспоры довольствуются пожертвованием денег без действенного участия в общественной, экономической жизни Арцаха. Честно говоря, в вопросе такого действенного участия в Арцахе никогда не было достаточных условий.
Так или иначе, главным ответственным, а также бенефициаром проблемы является власть Арцаха. Имеет ли власть Арцаха видение развития страны в новых условиях, обсуждают ли она со специалистами и широкими кругами общества наиболее эффективную экономическую модель Арцаха? После войны что-то изменилось в системе государственного управления, есть признаки улучшения? Это – не обычные вопросы, они тесно связаны с проблемой безопасности. Сверхраздутый и чрезвычайно медлительный государственный аппарат просто не в состоянии адекватно реагировать на современные вызовы, а общество, которое сидит на игле социальных пособий, совершенно не поддерживает его в данном вопросе. Вот и имеем такую печальную картину: общество сидит на игле социальных пособий и не озабочено перспективой будущего, а власти сидят на игле финансовой помощи от правительства Армении, освободив себя от дискуссий о выборе новой экономической модели развития Арцаха․
На протяжении многих лет и десятилетий укоренилась мысль о том, что Арцах нуждается только в финансовой поддержке. И в наших представлениях о триединстве первостепенным и, возможно, единственным был финансовый компонент. Между тем, независимой стране в первую очередь нужна именно интеллектуальная поддержка и генерация общеармянского интеллектуального потенциала.
Уже упомянутый нами политолог Тигран Григорян считает, что основной причиной наших неудач и провалов является именно интеллектуальный застой.
«Из-за интеллектуального застоя элиты двух армянских республик не только не смогли найти решения существующих вызовов, но и даже не представляли степень серьезности этих вызовов. В результате этого на первый план выходили старые и новые мифы и ложные повестки»,- пишет Григорян в своей статье в журнале «Аналитикон».
По его словам, для того, чтобы найти выход из этой тяжелой послевоенной ситуации, мы должны суметь избавиться от догматического мышления и проявить интеллектуальную смелость для обсуждения самых сложных проблем, пытаясь найти рациональные решения․
Можем ли мы сделать это? Не знаю. Но то, что мы обязаны, – однозначно.