Чувство собственного достоинства – важный компонент безопасности

ГЕГАМ БАГДАСАРЯН

В зоне ответственности российских миротворческих сил после каждого нового инцидента и очередной азербайджанской провокации в официальных и неофициальных реакциях Арцаха и вообще армянского народа красной нитью проходит следующая мысль: азербайджанская сторона пытается дискредитировать российскую миротворческую миссию в Арцахе.

Примеров множество. Вот один из них. Президент Арцаха на своей странице в Фейсбуке об азербайджанском теракте, произошедшем 8 ноября в окрестностях Шуши, написал следующее։ «Мишенью очевидного акта терроризма Азербайджана были граждане Республики Арцах, а также российские миротворцы. Его цель – посеять панику среди жителей Арцаха и, конечно, попытаться дискредитировать миссию российского миротворческого контингента».

Говоря об усилиях, направленных на повышение уровня безопасности населения, он коснулся сотрудничества с миротворческим контингентом РФ и «еще раз поблагодарил миротворческий контингент, командование и лично президента РФ Владимира Путина».

Последнее предложение цитаты очень символично. Где жесткая озабоченность по поводу рейтинга миротворцев, там же благодарность российской стороне и лично Владимиру Владимировичу. Бурные излияния благодарности в разных заявлениях и на встречах и обсуждениях различных форматов давно уже стали предметом иронии и сочувствия. Наши друзья к этому относятся с пониманием и молчаливо сопереживают, а недруги просто насмехаются над нами.

Глубокая озабоченность армянских властей авторитетом российской миротворческой миссии и оценка азербайджанских провокаций как попытка дискредитации этой миссии нигде не воспринимаются всерьез по одной простой причине – русские сами это так не оценивают.

Что же получается, мы лучше них понимаем важность их авторитета? Желание быть быть большим католиком, чем Папа римский или, в данном случае, более русским, чем русские, мягко говоря, не удостаивается уважения в мире, и не может удостоиться, потому что это не заслуживает уважения даже со стороны русских. Более того, они воспринимают это как попытку непосредственно вовлечь их в конфликт и настроить против азербайджанской стороны. Значит, стоит ли так унижаться?

В наших отношениях с Россией есть серьезные проблемы. Они касаются ценностей, стратегии и других вопросов, но они также коммуникационного характера. Последнее обстоятельство, мягко говоря, не самое сложное, но, как мы видим, даже здесь мы не преуспеваем и сталкиваемся с серьезными проблемами. Здесь даже «великий и могучий русский язык» не помогает. Мы говорим с русскими на русском, но они нас не понимают, также как и мы их не понимаем. И причина не в нашем знании русского языка, проблема в нашем мировоззрении и восприятии России или в восприятии Путина. За прошедшие более трех лет новая власть так и не овладела тонкостями общения с русскими, так и не научилась «русскому». И проблема даже не в «русском», проблема в нас, в нашей голове.

В наших отношениях с миром и особенно в наших контактах с Россией чувство собственного достоинство является очень важным обстоятельством. У нас действительно есть серьезные проблемы, и мы можем достойно, честно и принципиально говорить о них. Это оценят все. Публичность может быть нашим козырем. При этом, публичный разговор о проблемах не исключает того, чтобы способствовать решению проблем во внутреннем порядке, но мы проигрываем на обоих фронтах – на сцене и за кулисами.

Загадка, связанная с обращением к России и ОДКБ после обострения ситуации в Сюнике, стала одной из самых бесславных страниц истории нашей страны и породила неуважительные шутки в наш адрес. Мы обращались или не обращались, устно обращались или письменно, дошло ли обращение до адресата или не дошло? Нам не хватило смелости и достоинства заявить об этом и представить реальную ситуацию. И в искусственно загадочной среде мы остались политически невооруженными и беззащитными, непонятыми и невоспринятыми.

Все это влияет на авторитет нашей страны. Создание хорошей репутации и уважения к нашей стране потребует достаточно усилий и времени. Пока мы можем претендовать хотя бы на то, чтобы нас воспринимали всерьез, хотя бы всерьез.

Так получилось, что уважение мира к нам зависит от наших достойных отношений с Россией. И в этой связи хотел бы коснуться одного важного аспекта наших отношений с Россией, вопроса, о котором у нас почти не говорят или недооценивают. Речь идет о влиянии на общественное мнение России и формировании доброжелательной атмосферы в отношении Армении и армян. Не секрет, что в настоящее время там в основном отрицательно-пренебрежительное отношение, которое неслучайно и основано не только на политической пропаганде, но и на серьезных инвестициях Азербайджана в информационное поле этой страны.

Речь идет не о финансовых (наши возможности в этом плане ограничены), а об интеллектуальных связях и инвестициях. В свое время сформировался активный интерес к Армении и армянской культуре, были созданы различные интеллектуальные круги, которые являлись проводниками этой доброжелательной атмосферы. Почему мы не пытаемся вновь сформировать подобную атмосферу? Невозможно, чтобы не было таких представителей интеллектуальных кругов и общественных деятелей, людей, которые смогут повлиять на формирование благоприятного для армян общественного мнения, хотя бы косвенно.

Что бы то ни были, наше достойное поведение может способствовать уважительному отношению к нам, а отношение – к увеличению сторонников и союзников или дополнительной мотивации имеющихся. Все это в результате укрепит нашу безопасность. А источником «внешнего» достоинства может быть только «внутреннее» достоинство, честное и достойное отношение к собственному народу – к военному, к строителю, к интеллектуалу и к другим.