Победа Армении и поражение Азербайджана. О решениях Гаагского суда

Добро пожаловать на Обзор недели. В течение этого шоу мы будем беседовать о решениях, которые вынес Международный суд ООН в Гааге по двум искам – Армении против Азербайджана и Азербайджана против Армении. Армения обвинила азербайджанские власти в нарушении международной конвенции по борьбе со всеми формами расовой дискриминации во время боев осени 2020 года в Карабахе и после прекращения военных действий. Вердикты, вынесенные судом, можно охарактеризовать как значительную победу для армянской стороны и тяжелым поражением – для Азербайджана.

Давайте представим историю этого суда, как он сформировался и какое имеет значение.

Международный суд ООН является одним из ключевых органов ООН. Он разрешает, в соответствии с международным правом, юридические споры между государствами и дает консультативные заключения по юридическим вопросам, которые могут быть перед ним поставлены должным образом на то уполномоченными органами или специализированными учреждениями ООН. Это — единственный международный судебный орган универсального характера, разрешающий споры между государствами. У Гаагского суда нет механизма обеспечения выполнения своих решений. Тем не менее, в статье 94 Устава Организации Объединенных Наций предусматривается, что «каждый член Организации обязуется выполнить решение [Суда] по тому делу, в котором он является стороной». Если проигравшая дело сторона не выполняет решение, то выигравшая сторона может обратиться в Совет Безопасности ООН с требованием обеспечения выполнения вердикта, и этот процесс – политический, нежели правовой.

Мы остановимся на каждом из решений Гаагского суда и сделаем соответствующие выводы. Первое – это краткосрочная победа и второе – долгосрочные решения, которые будут работать в течение 2-3 лет.

Краткосрочный результат относится к правовым средствам защиты, которые должен выполнить алиевский режим. Что самое главное, суд вынес решение по вопросу юрисдикции, то есть, по решению суда Армения имеет право подать иск против Азербайджана по разным аспектам – уничтожение культурных памятников, военнопленные, статус Арцаха. В течение 3-4 лет процесс в суде может стать механизмом для требования международной защиты народа Арцаха и положить основу для юридического выхода народа Арцаха из лап алиевского режима.

А теперь о долгосрочном эффекте. Здесь имеет значение вопрос, касающийся юрисдикции. Суд постановил, что Армения имеет законное право подать иск против Азербайджана по тому, что творится в Арцахе, на оккупированных территориях вокруг Арцаха и в самом Азербайджане, если дело касается расовой дискриминации против армян, пыток военнопленных и уничтожения культурных памятников, и, самое главное, защиты прав арцахцев.

В ближайшие 3-4 года, по мере того, как эти дела будут продвигаться, мы будем систематически показывать, что, учитывая геноцидальную сущность алиевского режима, он не может иметь какое-либо причастие к судьбе ацрахцев. Может быть вынесено правовое и политическое решение для суверенитета Арцаха и международной защиты его народа от геноцидального режима, который стремится искоренить армян Арцаха на их историчской родине.

А теперь – о вынесенных решениях суда и временных мерах, которые должен выполнить Азербайджан. Первая мера касается культурных памятников и культурного наследия. Азербайджан начал уничтожение армянского культурного наследия с 2006-2007 годов, сравняв с землей армянские кладбища и памятники в Нахиджеване. Систематическое уничтожение армянского наследия продолжилось во время и после войны 2020 года. Гаагский суд потребовал от Азербайджана предотвращать и пресекать акты вандализма и осквернения армянского культурного наследия, включая, но не ограничиваясь только этим, церкви и другие культовые сооружения, памятники, достопримечательности, кладбища и артефакты как на самих оккуппированных территориях Арцаха, так и в самом Азербайджане. Самый главный аспект этого постановления касается того, что суд забирает вопрос защиты культурного наследия от ЮНЕСКО, которая оказалась абсолютно бесполезной в этом вопросе. Как известно, Азербайджан после войны намеренно запрещает доступ экспертов ЮНЕСКО к находящимся под угрозой объектам армянского культурного наследия, чтобы скрыть военные преступления и изменить историческую и архитектурную целостность памятников.

Перейдем к вопросу военнопленных. По этой части суд признал, что удерживаемые Азербайджаном армянские военнопленные находятся под систематической угрозой. Суд потребовал, чтобы азербайджанские власти обеспечили защиту от насилия и нанесения телесных повреждений всех лиц, захваченных в ходе конфликта 2020 года и находящихся в заключении, и обеспечили их безопасность и равенство перед законом. Тем не менее, суд не потребовал, чтобы алиевский режим вернул пленных, так как этот вопрос – вне юрисдикции Гаагского суда. В данном случае, можно сказать, что суд неправильно воспринимает ситуацию с армянскими военнопленными. Весь алиевский режим основан на ненависти армян, это – их суть, а суд требует прекратить дискриминацию в отношении лиц армянского происхождения. Это – неправильное восприятие ситуации.

По иску Азербайджана против Армении суд отклонил почти все требования Азербайджана, кроме одного. Баку требовал предоставить карты минных полей в Арцахе, считая их проявлением расовой дискриминации, что просто смешно, так как мины убивают всех, независимо от этнической принадлежности. Суд удовлетворил одно требование Азербайджана, предписав властям Армении принять все необходимые меры для предотвращения разжигания расовой ненависти, что, в принципе, армянское государство и не делает. Возможно, это продиктовано идеей разделения юридического заключения с целью отдать что-либо и азербайджанской стороне.

Почему все это важно? Если посмотреть на прошлогоднюю войну, то она была проиграна еще до первого выстрела. Мы проиграли в борьбе за права народа Арцаха до начала войны. Изначально освободительная борьба против тирании с геноцидальной сущностью сошла до вопроса территориальной целостности Азербайджана. Причина этого в том, что мы проиграли в информационной войне. Сегодня суд нам дает возможность привлечь к ответственности Алиева за его расистские и агрессивные действия. Каждое его слово и действие может способствовать формированию понимания, что людям Арцаха необходим суверенитет и отделение от алиевского режима, и для этого нет лучшего адвоката, чем сам Алиев.

Написать комментарий