Место Армении в современных культурных войнах. Обзор недели с Эриком Акопяном

Добро пожаловать на Обзор недели с Эриком Акопяном. Тема сегодняшнего шоу несколько необычна, сегодня обсуждаем культуру, важность культуры как инструмента, то, как можно посредством культуры рассказать историю или как посредством истории можно навязать свою волю миру. Если вы победите в культурной войне, вы, в конце концов, победите и в политическом противостоянии.

Какое значение имеет культура в современном контексте? Она, по большому счету, ориентирована на публичные отношения, связи с общественностью. Это – история, которую рассказывает о себе культура миру. Перед тем, как оформить свою историю, мы, как армяне или Армения, должны оглянуться и посмотреть, какова была наша история на протяжении 30 или 100 лет.

Если мы помострим на историю, которую рассказывали о себе на протяжении многих лет, мы увидим три вещи: первое – мы жертвы первого геноцида 20 века. Мы должны понять, что сколько бы мы ни рассказывали эту историю, никому нет дела до нее, поскольку мы рассказывали неправильную сторону этой истории. В ней важно не распятие, а воскрешение. Именно об этом нужно было рассказывать все эти годы.

Вторая часть нашей истории – коллективная борьба за освобождение народа Арцаха. Здесь борьба за освобождение и за то, чтобы не подвергнуться второму геноциду из-за нашего упущения со временем дошла до точки, где наш противник заявляет о территориальной целостности.

Третья история, о которой мы любим рассказывать, – мы первая христианская нация. Это не только не релевантно в современном контексте, но и воспринимается негативно. Во времена, когда почти весь западный мир, особенно Европа стремится дехристианизироваться, этот нарратив не только не полезен, но и может нас выставить в реакционном свете.

Для того, чтобы победить в культурной войне, необходимо понять запросы культурного рынка и попытаться подстроить свои нарративы под эти запросы. И опять, не имеет значение, что правильно и что справедливо, важны реалии и твое соответствие им. Необходимо подключить свою историю к доминирующим темам и нарративам дня. Вы спросите, почему?

Потому что современная популярная культура – самая влиятельная сила на протяжении 50 лет. Во всем мире, особенно на Западе она уничтожила консервативные культуры, верховных лидеров, политические движения, религии, консервативные устои и ценности. Причина проста. Привлекательность идеологии современной популярной культуры кроется в том, что она не требует никакого самопожертвования. Она всего лишь требует от вас желания подвергаться пассивному развлечению, что противоречит политическим или религиозным движениям, которые всегда требовали жертв и самоограничения.

Приведу пример. Возьмем Twitter. У президента США Байдена 32 млн подписчиков, у Ким Кардашьян 70 млн подписчиков. У кого больше влияния на то, что происходит в культуре на мировом уровне, на то, что делают или думают люди ежедневно, у президента США или знаменитостей?

Каковы движущие принципы современной западной культуры? Можно выделить четыре основных момента: первое – она инстинктивно антитоталитарная и продемократичная, в ней выделяется нарратив свободы. Эта культура ненавидит все тоталитарное. Второе, эта культура верит, что личное – всегда политично и противится любым ограничениям личной свободы и самовыражения. Если вы хотите понять одержимость западных правительств правами ЛГБТ общины, необходимо усвоить, что для них это – передовая свободы.

Приведу пример. Во время карабахской войны азербайджанский и турецкий режимы преднамеренно атаковали армянский собор в Шуши ракетами дального действия, притом, не один раз. Атаки производились тогда, когда внутри собора были гражданские лица. Это привлекло некоторое внимание, но, только представьте, какое бы внимание привлек этот факт, если вместо храма был атакован центр геев и лезби в Шуши. Если бы такое место существовало, и если бы оно подверглось атаке, об этом бы писали на первых страницах The Wall Street Journal, The New York Times, The London Times, Le Monde и другиe западныe газеты, потому что некоторые люди важны, а другие – нет.

Третий принцип современной полулярной культуры я называю в широком смысле антирасизмом. Он против всего того, что считает фанатизмом. Эта оппозиция фанатизму имеет два вида жертв – священные жертвы, которые заслуживают защиты, и несвященные жертвы, которые не заслуживают защиты. Наша задача – стать частью первой категории.

Четвертый принцип – убеждение в том, что у всего мира одинаковая система ценностей – от сел Афганистана до Перу, Парижа и Лондона. Блестящим примером сказанного является программа правительства США стоимостью в 700 млн долларов, целью которой является преподавание современного концептуального искусства афганским сельским женщинам. И потом люди спрашивают, как Талибан одержал победу. Возвращаясь в наш регион, угадайте, кто является ходячим антиподом этим четырем принципам? Этот парень.

Как выстроить нашу историю так, чтобы она соответствовала основным принципам современной западной культуры?

Первое: мы должны все время повторять, что Армения – остров свободы в океане тирании.

Второе: мы должны говорить о том, что мы демократическое государство, которое подвергается атакам неофашистов. Это нужно повторять снова и снова, при каждом удобном случае.

Мы платим очень высокую цену из-за фанатизма, расистской ненависти и предрассудков. Наш нарратив, касающийся Армении и Арцаха, должен быть выстроен в контексте антирасизма и антифашизма. Для нас важна универсализация нашей боли.

Третье: толерантность и многообразие. Здесь также много примеров. Приведем один из последних. В Армении, на улицах Еревана вы каждый день можете увидеть азербайджанцев из Ирана, которые разговаривают на азербайджанском, и никто с ними ничего не делает. Вы их можете встретить в очередях в пунктах вакцинации, которую они получают бесплатно.

Мы прекрасно знаем, что если двое армян осмелятся, или им разрешат поехать в Баку, где они будут говорить на армянском, их линчуют. Еще один пример. В Армении трансгендер выступил с речью с кафедры Национального Собрания. Азербайджан же считается худшим местом для геев в Европе. Это нужно повторять каждый раз, характеризуя режим Алиева.

Независимо от нашего отношения к этому вопросу, если мы хотим привлечь внимание, мы должны уметь правильно оформлять и преподносить идеи.

В заключение. Мы должны ясно оформить и повторять концепцию до тех пор, пока она не станет доминирующим нарративом: мы страна, экспортирующая центры ТУМО, в то время как Алиев экспортирует киллеров, которые убивают журналистов и диссидентов во всем мире.

Превращенные в оружие культура и язык – это война, которая ведется другими методами.

Перейдем к делу.

Написать комментарий