Референдум по вхождению Арцаха в состав России не принесет ему практической пользы

russian flag amaras nk

В последнее время в Арцахе муссируется тема его вхождения в состав России посредством проведения референдума. Пользователи социальных медиа, в том числе, бывшие должностные лица, в своих записях выдвигают эту идею, отмечая, что в условиях экзистенциальных вызовов, стоящих перед Арцахом, это – единственное решение, которое может обеспечить физическую безопасность народа Арцаха.

Не было бы необходимости касаться этих настроений, если бы они не выражали подходы части правящей элиты Арцаха.

Обсуждения референдума с целью присоединения к России особо активизировались после последнего обострения, когда азербайджанские войска, нарушив все договоренности, оккупировали село Парух и высоту Караглух.

В этом контексте необходимо отметить, что в Армении, кажется, не представляют всю серьезность ситуации․ В Степенакерте есть довольно обоснованные опасения в связи с тем, что последняя азербайджанская эскалация Баку – только начало процесса, и Баку в ближайшем будущем попытается оккупировать и другие села, установить контроль над дорогами стратегического значения, реализовав политику ползучей оккупации и этнических чисток.

Опасения Степанакерта усугубляются из-за подходов и шагов Еревана в контексте карабахского конфликта.

Власти Армении после досрочных парламенстких выборов значительно смягчили и размыли свои подходы в арцахском вопросе, премьер Армении Никол Пашинян в конце прошлого года выступил с несколькими проблематичными заявлениями на тему конфликта, депутаты от правящей партии внедряют в общественный дискурс идею о том, что не нужно исключать статус Нагорного Карабаха в составе Азербайджана.

После окончания второй карабахской войны значительно сократилось взаимодействие Еревана и Степанакерта в военно-политических вопросах. Более того, у властей Карабаха нет четкого представления о том, какова позиция властей Армении в вопросе карабахского урегулирования.

Эти два важнейших обстоятельства – политика ползучей оккупации и этнических чисток Азербайджана и пассивность Еревана в карабахском контексте, создали атмосферу отчаяния в рядах тех, кто принимает решения в Арцахе. Именно в этом кроется причина того, что правящая элита Арцаха пытается найти альтернативные решения для обеспечения физической безопасности армян Арцаха.

Тем не менее, если даже отложить в сторону этическую часть вопроса, в чисто практическом смысле референдум по вопросу вхождения Арцаха в состав России не будет способствовать нейтрализации угроз безопасности в Арцахе. Более того, подобное решение может серьезно навредить процессу защиты его жизненных интересов.

Такое решение будет безрезультатным в первую очередь потому, что по меньшей мере на данный момент присоединение Арцаха к России никак не соответствует интересам Москвы.

Для Кремля первичным является вопрос сохранения влияния в Азербайджане, и будет наивно полагать, что Россия может принять решение по включению Арцаха в свой состав.

Подобный шаг Москвы немедленно аннулирует все влияние России в Азербайджане.

В данном случае единственной целью референдума будет ублажение и демонстрация верности России, что, как показали последние события, неэффективно.

Как уже было отмечено, проведение референдума по вопросу вхождения в состав России не только не будет способствовать преодолению имеющихся вызовов, а создаст дополнительные серьезные проблемы. Такое решение нанесет серьезный удар по международному имиджу Арцаха и может поменять позиции важных международных игроков по вопросу карабахского конфликта.

Степанакерт должен понимать, что преодоление вызовов безопасности Арцаха подразумевает использование не только военного иснтрументария. Для нас на данном этапе важно, чтобы в западном восприятии Арцах не идентифицировался с другими де-факто государствами постсоветского пространства.

Благо, даже в условиях российско-западного беспрецедентного противостояния позиция коллективного Запада в вопросе Карабаха продолжает оставаться сбалансированной. Об этом, в частности, свидетельствуют заявления США и Франции после вторжения Азербайджана в село Парух Арцаха.

Разговоры на тему референдума и, тем более, его проведение закрепят тезис некоторых армянских кругов о том, что Армении больше нечего делать в карабахском вопросе, а Карабах – зона ответственности Российской Федерации. В результате всего этого вовлеченность Еревана в вопросах, касающихся Арцаха, может еще более сократиться.

Можно констатировать, что идея референдума по вхождению Арцаха в состав России довольно опасна. Такой референдум не принесет никакого практического дивиденда и не может способствовать разрешению кризиса безопасности вокруг Арцаха. Этот шаг даже может создать новые вызовы для Арцаха. Его власти должны искать решения имеющихся проблем внутри страны и в армянской плоскости.

Тигран Григорян, политолог

Написать комментарий