10 вопросов Николу Пашиняну от Эрика Акопяна

nikol pashinyan

Добро пожаловать на шоу этой недели. На этой неделе мы направим премьер-министру Армении ряд вопросов, связанных с его заявлениями про изменение позиции по статусу Арцаха.

Начнем с вопросов, которыми задаются все.

Господин премьер-министр, Вы говорите о снижении планки. Что это на самом деле означает? Если вы уступаете право народа Арцаха на самоопределение, то что получаете взамен, в частности, в контексте безопасности?

Во-вторых, Вы говорите, что наши международные партнеры оказывают давление или просят нас снизить планку. Мой следующий вопрос: можете ли вы сказать нам, какие страны оказывают давление, и чем они это обосновывают?

Перейдем к тем минимальным стандартам, которые мы все ожидаем от вас по возвращении с переговоров.

Во-первых, физическая безопасность армянского населения Арцаха, чтобы люди могли жить без войны или угрозы этнической чистки.

Во-вторых, ни при каких сценариях арцахские армяне не будут жить под властью режима Алиева, то есть, режим Алиева не должен играть никакой роли в их жизни.

Если, уступив право на самоопределение, Вы получаете два вышеупомянутых условия, то, учитывая нынешнюю ситуацию, это стоит рассмотреть, потому что в сегодня на бумаге мир считает Арцах частью Азербайджана. На практике же жители Арцаха живут по своим законам и с собственной властью. Однако, если изменение Вашей позиции продиктовано страхом войны – новой войны, нового поражения, то сегодня Вы получите унижение, а через несколько месяцев – войну.

Почему я это говорю? Потому что, если главной мотивацией является страх войны, – и, очевидно, что другая сторона это знает, – учитывая характер бакинского режима, этот процесс продолжится пять-шесть месяцев, переходя от одной проблемы к другой, и мы окажемся в той же ситуации.

Что это за ситуация? То, что мы видели после окончания войны. Агрессия со стороны Алиева, затем переговоры и уступки с Вашей стороны. Ничего не изменится, и этот процесс будет повторяться, пока цена агрессии не будет выше, чем цена мира. И если в качестве премьер-министра Ваш первый, второй и третий приоритет – не укрепление армии страны, то Вы проваливаете свое дело, так как это – единственное, что может разорвать эту цепь.

Прежде чем продолжить, хочу очень четко отметить, что мир всегда предпочтительнее войны, и я призываю всех наших представителей, работающих с международным сообществом и партнерами, сделать все, чтобы иметь мир и ни в коем случае не войну. Однако это должно происходить в пределах уважения наших прав и безопасности.

Господин премьер-министр, ваши позиция не так слаба, как Вы думаете.

Начнем с самого Арцаха. Если целью режима Алиева является нападение на Арцах с целью его деарменизации, они должны стрелять в российских миротворцев, а Алиев не пойдет на такой риск, если, конечно, не произойдет крах российского государства.

Во-вторых, в нынешней ситуации, особенно во времена развитых военных технологий в мире, есть много способов укрепления системы безопасности Арцаха, чтобы защитить его гораздо более продвинутыми технологиями, учитывая технологический прогресс в мире, хорошим примером может послужить оборона украинцев в войне.

Третий фактор я называю фактором отвлеченной России. Очевидно, что нынешняя азербайджанская агрессия против народа Арцаха обусловлена тем, что Алиев считает, что внимание России отвлечено Украиной, и он это считает шансом бросить вызов и изменить нынешний статус-кво. Однако это не односторонний процесс, поскольку, если Россия отвлечена от Азербайджана, Россия также отвлечена от Армении.

Приведу прекрасный пример – Иран. Армия этой страны в состоянии за считанные дни превратить бакинского павлина в метелку и публично гарантирует территориальную целостность Вашей страны. Что Вы делаете в этом направлении? Вместо того, чтобы отправлять своих дипломатов на эти изнурительные переговоры с турками в Вене, которые ничем не закончатся, Вы должны отправить своего министра обороны в Иран для встречи с военным руководством этой страны. Это должно быть сделано на глазах у всех, должны быть заявления о расширении этих отношений, будь то совместные учения или что-то еще. О содержании переговоров Азербайджан может не знать, но сразу поймет намек.

Как мы знаем, многие страны от Франции до Индии, предлагали нам работать с целью укрепления военного потенциала. Пришло время принять эти предложения или, по крайней мере, начать эти обсуждения.

Почему это важно? Все мы знаем, что мир с режимом Алиева определяется дулом ружья, а не за столом переговоров.

Один из заключительных пунктов, который хочу отметить, господин премьер-министр, – ваши очень хорошие отношения с председателем Европейского Совета Шарлем Мишелем. Учитывая то обстоятельство, что мы говорим об арцахском вопросе в контексте прав человека, а не права на самоопределение, я заметил, что во всех заявлениях ЕС нет ни слова о правах человека, никоим образом даже не упоминается Карабах или Арцах.

Во-вторых, и самое главное, никогда не упоминается неприемлемость этнических чисток в Арцахе, и это является ключевым фактором, поскольку это зафиксировано в международном праве.

Говоря о господине Шарле Мишеле, хотел бы узнать, спрашивали ли Вы его когда-нибудь о том, позволит ли хотя бы одна из 27 стран ЕС своим сотням тысячам соотечественников оказаться в лапах режима, подобного бакинскому режиму, основной целью которого является этническая чистка или геноцид?

Интересно, насколько неприкосновенными в этом случае были бы вопросы территориальной целостности или границы, начертанные Иосифом Сталиным, если бы в Арцахе вместо армян жили 100 000 немцев, испанцев и поляков? Все мы знаем ответ на мой риторический вопрос, и он очень прост: в их глазах, что бы вам ни говорили, мы дети низшего Бога. И на самом деле они не ошибаются, потому что, если ты сам не борешься за себя, то они не обязаны этого делать. Если мы не в состоянии сделать это, значит, мы на самом деле достойны нашего второсортного гражданства и второсортного отношения к себе.

В заключение, господин премьер-министр, скажу, что для Вас важно быть честным и прозрачным с армянским народом. Вы – лидер демократической страны, в отличие от Алиева, который руководит семью миллионами рабов. Вы подотчетны нам настолько, насколько он не подотчетен своему народу. Важно то, что, например, если Вы решите пойти на капитуляцию, объясните нам, почему Вы приняли это решение.

Во-вторых, если Вы боитесь войны и считаете, что мы должны к ней подготовиться, то объедините страну, подготовьте людей к этому сценарию.

В-третьих, не бойтесь просить о жертвах, потому что, если сегодня нужно больше оружия и меньше масла, скажите нам об этом, и люди поддержат Вас. Мы – сильный народ, который может противостоять самым суровым реалиям.

Я уверен, что мы преодолеем этот период и выживем, потому что за последние 2000 лет нашей истории мы пережили гораздо более опасные моменты, потому что видели, как угнетатели, от римлян до СССР, канули в лету. Вскоре их ряды пополнят их мелкие виды – эрдоганы и алиевы мира.

Господин премьер-министр, говорите правду, ведите страну и сформируйте культуру сопротивления, которая нам нужна в этот решающий момент.

Написать комментарий