Каковы мотивы Азербайджана в обострении ситуации в Нагорном Карабахе. Карабахский ракурс

1 августа Армия обороны Арцаха сообщила, что Вооруженные силы Азербайджана на ряде участков северной и северо-западной линии фронта Нагорного Карабаха нарушили режим прекращения огня, пытаясь пересечь линию соприкосновения. В первый день военной эскалации по всему периметру вышеупомянутых участков шла активная перестрелка, в результате чего был ранен один армянский военнослужащий.

Но пик новой эскалации в зоне конфликта пришелся на 3 августа. Вооруженные силы Азербайджана с применением беспилотных летательных аппаратов нанесли удары по позициям Армии обороны вблизи села Ехцахох Шушинского района, а также по военной технике одной из воинских частей, дислоцированных в Мартакертском районе. В результате этих действий с армянской стороны погибли двое и ранены 19 человек. Есть официальная и неофициальная информация об убитых военнослужащих Азербайджана.

Ситуация в зоне конфликта продолжает оставаться напряженной. На ряде участков линии соприкосновения есть скопления азербайджанских войск и военной техники. Уже можно констатировать, что августовское обострение является самой серьезной эскалацией в Нагорном Карабахе после окончания второй Карабахской войны.

Этим военным обострением Азербайджан положил конец тому относительному спокойствию в регионе, которое активными усилиями Евросоюза сохранялось после эскалации в Парухе. В этом смысле это обострение является прямым следствием стагнации в переговорном процессе и было вполне предсказуемо.

Власти Азербайджана на официальном уровне выдвигают две основные причины для оправдания своих агрессивных действий. Баку утверждает, что армянская сторона не хотела выполнять свое обязательство по переходу на альтернативный Лачинскому коридору путь. В течение последних месяцев азербайджанская сторона осуществляла активное строительство альтернативной дороги. Армения должна построить тот участок дороги, который проходит через село Корнидзор Сюникской области, однако строительство этого участка еще не началось. Министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян заявил, что участок Корнидзора будет готов весной.

Очевидно, что одной из главных задач Азербайджана на данном этапе является установление контроля над городом Лачин. В этом плане новая эскалация в Баку преследует цель форсировать действия Армении в процессе перехода на альтернативный путь. Уже есть некоторые сведения, что до завершения строительства корнидзорского участка стороны нашли временное решение этой проблемы.

Другой азербайджанский аргумент, оправдывающий эту новую эскалацию, заключается в том, что в Нагорном Карабахе продолжают находиться вооруженные подразделения Республики Армения, которые должны быть выведены. В последнее время этот нарратив активно тиражируется властями и экспертными кругами Азербайджана. Это обвинение Азербайджана несколько недель назад подтвердил и секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян, заявив, что и после окончания войны в Арцахе продолжают размещаться армянские вооруженные подразделения, процесс вывода которых должен завершиться в сентябре.

Это заявление Григоряна, предположительно, было сделано для предотвращения новой военной эскалации. Однако, как мы и предупреждали, это крайне проблематичное заявление не только способствовало новой азербайджанской эскалации, но и легитимизировало ее.

В ходе своего выступления на заседании правительства 4 августа премьер-министр Никол Пашинян уже заявил, что в Арцахе нет военнослужащих РА. Однако это было очень запоздалое заявление. Более того, не стоит ожидать, что заявления властей Армении могут быть серьезно восприняты международным сообществом, в то время, как по тому же вопросу в течение двух с половиной недель делаются подобные противоречивые утверждения.

Говоря о новой эскалации в зоне конфликта, трудно обойти тему роли России. Это военное обострение происходит на фоне медового месяца в российско-азербайджанских отношениях. Это сближение обусловлено тем, что после начала российско-украинской войны значимость Азербайджана для России значительно возросла.

Наличие российско-азербайджанского медового месяца, конечно, не означает, что эта новая военная эскалация произошла с согласия Москвы. Однако это обстоятельство могло способствовать тому, чтобы Баку был смелее и увереннее в своих решениях, осознавая, что Россия на данном этапе не в состоянии жестко реагировать.

В этом плане для армянской стороны важно понять и уточнить, каковы красные линии России в Нагорном Карабахе, чтобы наши ожидания и действия также были ясны.

Написать комментарий