Новая агрессия Азербайджана против Армении: главные выводы

13 сентября Вооруженные силы Азербайджана предприняли широкомасштабное нападение на ряд населенных пунктов Республики Армения․ Интенсивному обстрелу подверглись города Джермук, Варденис, Горис, Капан и ряд приграничных сел․ В результате двухдневных боев Армения понесла значительные территориальные потери․ Число жертв и пропавших без вести с армянской стороны достигает 207․

Это нападение Азербайджана – самое серьезное военное столкновение после окончания второй Карабахской войны. На данный момент ситуация в регионе продолжает оставаться напряженной, и в любой момент можно ожидать возобновления военных действий. Тем не менее, в вопросе новой эскалации уже можно сделать определенные выводы.

Первое, что нужно констатировать на данном этапе, это то, что Россия не заинтересована в оказании Армении помощи в сдерживании азербайджанской агрессии. Помимо того, из-за украинской войны военный потенциал Москвы значительно снизился, очевидно также, что Россия в определенной степени стала зависима от турецко-азербайджанского тандема.

Для Москвы Турция и Азербайджан стали важными странами в процессе смягчения и обхода западных санкций. Более того, подходы Москвы в одном из важнейших процессов в армяно-азербайджанском контексте, кажется, изменились и сейчас совпадают с позицией Баку. Речь идет о процессе разблокирования региональных коммуникаций и о так называемом “Зангезурском коридоре”. Поскольку установление сухопутной связи с Турцией через Южный Кавказ стало для России приоритетом, она готова осуществить разблокирование по азербайджанским представлениям, то есть, де-факто создавая на территории Армении экстратерриториальный коридор.

Новая агрессия Азербайджана продемонстрировала также неэффективность и провал посреднической деятельности Евросоюза. Начавшийся усилиями председателя Европейского Совета ЕС Шарля Мишеля процесс, возможно, установил в регионе временную стабильность, однако в долгосрочной перспективе легитимизировал режим Алиева и придал смелости президенту Азербайджана. На данном этапе очевидно, что у Евросоюза нет серьезных рычагов влияния на Азербайджан. Если даже подобные рычаги теоретически существуют, на фоне растущей зависимости от азербайджанского газа Евросоюз не склонен их применять.

В этом плане важно, чтобы в армяно-азербайджанском контексте более активную посредническую роль сыграли США, которые имеют как опыт работы и институциональную память в армяно-азербайджанском контексте, так и необходимый инструментарий для сдерживания Азербайджана.

Признаки дипломатической активизации Соединенных Штатов уже видны. По всей вероятности, договоренность о прекращении огня была достигнута именно при посредничестве США. 19 сентября при посредничестве госсекретаря Блинкена в Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана.

Вашингтон на данном этапе в ежедневном режиме прилагает усилия для того, чтобы военные действия не возобновились.

После этой военной эскалации одна из главных констатаций – провал правительства Армении сразу по ряду направлений и создание предпосылок для нового азербайджанского нападения. Правящая сила после окончания второй Карабахской войны не только не смогла начать процесс всеобъемлющих реформ Вооруженных сил, но и провалила создание минимальных условий для военнослужащих, несущих службу на новообразовавшейся передовой линии.

Правительство провалило также и процесс вооружения Вооруженных сил. Премьер-министр Пашинян, выступая 13 сентября в Национальном Собрании, заявил, что необходимые суммы для приобретения вооружений в бюджете республики есть, однако есть проблема со странами, готовыми продавать оружие Армении.

Вывод здесь должен быть четким: если у вас есть средства для приобретения вооружения, но вы не можете приобрести необходимое вооружение в судьбоносный для государства период, то вы просто некомпетентны и не соответствуете требованиям занимаемых должностей.

Другой провал правящей команды был на дипломатическом поле. За последние 6 месяцев правительство Пашиняна так и не смогло занять четкую позицию в процессе урегулирования отношений с Азербайджаном. Эти позиции постоянно менялись под давлением Азербайджана.

Попытки властей Армении привести свои позиции в соответствие с подходами международного сообщества также не принесли никакого результата. Широкая международная консолидация вокруг Армении, которую премьер-министр Пашинян обещал в апреле, так и не состоялась. Более того, ряд шагов и заявлений, сделанных за это время, нанесли невосполнимый ущерб интересам и позициям Армении.

После констатации всех этих провалов нужно зафиксировать главное в данной ситуации: Армения сегодня стоит перед экзистенциальной угрозой. В условиях отсутствия серьезных международных и союзнических гарантий существует большая вероятность того, что Азербайджан в ближайшем будущем может совершить более масштабное нападение, пытаясь оккупировать большие территории Армении.

На данном этапе речь идет не о подписании или неподписании какого-либо документа, а о защите суверенитета и территориальной целостности Армении. В такой ситуации все внутриполитические процессы должны быть отодвинуты на второй план. Только после преодоления этой экзистенциальной опасности допустимо говорить о внутриполитических проблемах. Все силы, которые в этой хрупкой ситуации пойдут на внутриполитическую дестабилизацию, нанесут серьезный удар по армянской государственности.

Тигран Григорян, политолог

Написать комментарий