Нагорный Карабах и Лачинский коридор в обсуждениях Мюнхенской конференции по безопасности

17-19 февраля руководители Армении и Азербайджана приняли участие в Мюнхенской конференции по безопасности, в ходе которой состоялись встречи с представителями стран и структур, занимающихся посредничеством в армяно-азербайджанском контексте․ В Мюнхене состоялась также встреча Алиев-Пашинян при посредничестве госсекретаря США Энтони Блинкена․

Самым интригующим эпизодом стало участие Алиева и Пашиняна в в панельной дискуссии по Южному Кавказу. За эти дни в Мюнхене был сделан ряд примечательных заявлений, которые дают возможность лучше понять логику процессов, происходящих в армяно-азербайджанском контексте.

Так, по итогам встречи Ильхама Алиева и председателя Совета ЕС Шарля Мишеля азербайджанская сторона распространила сообщение, в котором, в частности, отмечалось, что Алиев высказался в пользу брюссельского формата армяно-азербайджанских переговоров. В сообщении также отмечается, что в ходе встречи обсуждался вопрос размещения наблюдательной миссии ЕС в Армении.

Это сообщение интересно тем, что Ильхам Алиев 10 января в беседе с азербайджанскими телеканалами выразил недовольство размещением в Армении долгосрочной наблюдательной миссии ЕС. Он отметил, что размещение долгосрочной наблюдательной миссии в Армении является нарушением соглашения, достигнутого в Праге 6 октября 2022 года. Алиев пригрозил, что из-за нарушения этой договоренности Европейским Союзом Азербайджан может отказаться и от брюссельского формата. В дальнейшем звучащие из Баку заявления на эту тему стали более мягкими.

Это сообщение, а также заявление Алиева того же содержания в ходе вышеупомянутой панельной дискуссии показывают, что Баку фактически смирился с идеей размещения наблюдательской миссии ЕС в Армении и не собирается отказываться от посредничества Евросоюза. Примечательно также, что Алиев в ходе обсуждения подтвердил позицию Баку о том, что брюссельский формат должен быть трехсторонним, то есть без участия Франции. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что мюнхенская встреча Алиева и Пашиняна состоялась не при посредничестве Евросоюза, а США.

Другим примечательным заявлением Алиева в Мюнхене было то, что в ходе встречи, организованной при посредничестве Блинкена между Арменией и Азербайджаном, была достигнута договоренность отделить вопрос урегулирования армяно-азербайджанских отношений от вопросов, связанных с Нагорным Карабахом. На самом деле, как мы знаем, подобное соглашение было достигнуто ранее, и в данном случае можно говорить только о подтверждении соглашения. Продолжая свою мысль, Алиев также отметил, что Баку готов обсудить с армянами Нагорного Карабаха вопрос их прав и безопасности, если Рубен Варданян покинет Арцах. Это заявление Алиева на первый взгляд может показаться новым, поскольку президент Азербайджана ранее неоднократно заявлял, что армяне Нагорного Карабаха составляют лишь меньшинство в составе Азербайджана и не могут иметь особых гарантий безопасности и других привилегий. Тем не менее, очевидно, что это заявление прозвучало для внешней аудитории.

Баку делал заявления того же содержания и после встречи секретаря Совета Безопасности Армении и помощника президента Азербайджана по внешнеполитическим вопросам в Вашингтоне в сентябре 2022 года.

Тем не менее, через несколько дней после этой встречи официальная риторика Азербайджана по этому вопросу резко изменилась. С тем же стилем работы мы имеем дело и в данном случае.

Так, в ходе панельной дискуссии президент Азербайджана повторил вышеназванную мысль о том, что армяне Нагорного Карабаха будут иметь те же права, что и другие этнические меньшинства Азербайджана.

Более того, Алиев в своей речи подчеркнул, что эти проблемы являются внутренним делом Азербайджана. Позже, отвечая на вопросы азербайджанских СМИ, Алиев сказал: «Мы никогда не позволяли внешним игрокам вмешиваться в наши внутренние дела и никогда не позволим».

Этим заявлением Алиев фактически еще раз исключает возможность создания международного механизма прямых переговоров между Баку и Степанакертом. В этом плане очевидно, что разногласия между Баку и Ереваном по поводу формы и содержания этого формата будут препятствовать прогрессу в повестке мирного договора. Ереван на данном этапе, кажется, не склонен подписывать новый документ с Баку, если не будет гарантий в вопросе создания нового переговорного формата для урегулирования карабахского конфликта. В Мюнхене, естественно, обсуждалась и проблема блокировки Лачинского коридора.

Алиев в беседе с азербайджанскими журналистами, в частности, отметил, что в ходе переговоров он официально предложил установить армянские контрольно-пропускные пункты в так называемом «Зангезурском коридоре» и азербайджанские контрольно-пропускные пункты на границе Лачинского района и Армении.

Он также заявил, что азербайджанские “экоактивисты” будут оставаться в Лачинском коридоре до тех пор, пока не будут выполнены азербайджанские требования по контролю над рудниками. В распространенном после встречи Алиев-Пашинян-Блинкен сообщении Госдепартамента США также было упоминание о Лачинском коридоре․

Госсекретарь Блинкен подчеркнул необходимость свободного и открытого коммерческого и частного транзита по Лачинскому коридору и призвал стороны открыть и другие транспортные пути.

Судя по этим заявлениям и сообщениям, можно констатировать, что в вопросе разрешения кризиса в Лачинском коридоре не стоит ожидать какого-либо прогресса․ Несмотря на существующее международное давление, Азербайджан не отступит от своих требований и лишь в случае их хотя бы частичного выполнения будет готов открыть коридор․

Тигран Григорян, политолог

Написать комментарий