Пожинаем плоды “сниженной планки” или что сказал Лавров

20 марта в Москве состоялись переговоры министров иностранных дел Армении и России Арарата Мирзояна и Сергея Лаврова, по завершении которых министры выступили с совместной пресс-конференцией. В ходе пресс-конференции Лавров сделал ряд примечательных заявлений по различным повесткам.

До визита Мирзояна было очевидно, что одной из ключевых тем переговоров с Лавровым будет вопрос размещения наблюдательной миссии Евросоюза в Армении. Москва не скрывала, что рассматривает это решение как антироссийский шаг. В этом плане перед Мирзояном, вероятно, была поставлена задача убедить российскую сторону в том, что в размещении миссии ЕС в Армении нет геополитической составляющей и что она является стабилизирующим фактором в регионе. Тем не менее, заявления Лаврова на эту тему не дают повода для сомнений.

Глава МИД России, в частности, отметил, что Запад занимается «дипломатическим рейдерством» на Южном Кавказе, пытаясь реализовать достигнутые при посредничестве Москвы договоренности и «навязать» сторонам собственное посредничество. Лавров также заявил, что Запад пытается поссорить Россию и Армению и подорвать архитектуру безопасности в регионе. В конце пресс-конференции глава МИД России прямым текстом заявил, что не видит никакой возможности и необходимости для развития диалога с Западом по вопросам Южного Кавказа.

Из всех этих заявлений можно сделать вывод, что в результате визита Мирзояна никаких изменений в подходах Москвы не произошло. В этом контексте следует ожидать продолжения соперничества между Западом и Россией на территории Армении, что, несомненно, является дестабилизирующей тенденцией для региона.

Другим важным вопросом, который обсуждался в ходе переговоров Лавров-Мирзоян, была продолжающаяся блокировка Азербайджаном Лачинского коридора.

Лавров на эту тему, по большому счету, повторил заявления, сделанные в ходе визита в Баку, отметив, что обязательства, взятые по заявлению от 9 ноября, должны быть выполнены. Дипломат, однако, подчеркнул, что стороны должны выполнять свои обязательства и что у каждой стороны есть свои обязательства.

Акцентируя обе стороны, Лавров фактически принимает азербайджанское требование обеспечения прозрачности в Лачинском коридоре. Это требование в одном из своих последних интервью назвал легитимным также спецпредставитель Евросоюза на Южном Кавказе Тойво Клаар. Несмотря на то, что в 6-м пункте заявления от 9 ноября нет ни слова о необходимости обеспечения прозрачности в Лачинском коридоре, Азербайджану своими агрессивными действиями удалось навязать посредникам свои представления по этому вопросу.

Россия предлагает решить проблему обеспечения прозрачности в Лачинском коридоре путем установки сканеров на контрольно-пропускных пунктах российских миротворцев. Москва считает это компромиссным вариантом разрешения кризиса в Лачинском коридоре. Тем не менее, Баку продолжает придерживаться максималистского подхода в этом вопросе и требует установки азербайджанских контрольно-пропускных пунктов в Лачинском коридоре, что фактически лишит статуса коридора дорогу, связывающую Арцах с Арменией.

Самое примечательное заявление министра иностранных дел России во время пресс-конференции с Мирзояном касалось переговоров о будущем Нагорного Карабаха. Лавров заявил, что поддерживает позицию премьер-министра Армении Никола Пашиняна в том, что вопрос обеспечения гарантий безопасности населения Нагорного Карабаха и их прав должен решаться на переговорах между представителями Нагорного Карабаха и Азербайджана. Он также отметил возможные варианты урегулирования карабахского конфликта.

«О том же шла речь в “Минских соглашениях”, о том, какие права должны быть у жителей восточной части Украины. Право на родной язык, право обучать детей на этом языке, жить, работать, используя этот язык, сохранять свою культуру, религию, иметь возможность для местного самоуправления и иметь какие-то особые связи со своими соотечественниками. В случае с Донбассом это была Россия. Примерно такие же права были предусмотрены и в подписанном между Белградом и Приштиной 10 лет назад соглашении о создании «сербских органов местного самоуправления Косово». Я думаю, что примерно такой же набор прав необходим и для карабахцев», – отметил Лавров.

Примечательно, что в этой части своей речи Лавров также упомянул факт утверждения Арменией и Азербайджаном Алма-Атинской декларации 1991 года.

Это заявление министра иностранных дел РФ означает, что Москва уже прямым текстом говорит об изменении подхода в карабахском урегулировании. Как известно, в середине прошлого года Россия представила сторонам проект мирного договора, гвоздем которого было замораживание вопроса статуса Нагорного Карабаха. Тем не менее, для Азербайджана это положение было неприемлемым, и Баку отверг российские предложения.

Лавров этим заявлением, а также упоминанием Алма-Атинской декларации, пытается оправдать и объяснить свою неспособность навязать Баку собственные подходы подписанным Арменией в Праге в октябре прошлого года заявлением. В нем была достигнута договоренность о том, чтобы принять Алма-Атинскую декларацию, то есть существующие на момент распада СССР административные границы в качестве основы для мирного договора и процесса делимитации.

Этим изменением позиции Россия, с одной стороны, пытается сохранить свою посредническую роль в этой повестке. С другой стороны, в Москве прекрасно понимают, что даже условные «Минские соглашения» в карабахском контексте также не будут приемлемы для Баку и будут способствовать сохранению статус-кво на земле.

В целом, нужно констатировать, что формирование подобных подходов у посредников действительно является следствием политики, проводимой правительством Армении в течение последнего года. Представления западных посредников о будущем Нагорного Карабаха мало чем отличаются от подходов, озвученных Лавровым. Очевидно, что решение снизить планку в вопросе статуса Арцаха просто не могло иметь иного конечного результата. Сегодня мы пожинаем плоды этой политики.

Тигран Григорян, политолог

Написать комментарий