Для Ирана неприемлема дорога вне контроля Армении: посол

На днях МИД Азербайджана назвал “провокацией” заявления посла Ирана в Армении Мехди Собхани. Ведомство осудило “необоснованные идеи провокационного характера”, высказанные послом, а также заявило, что они “подрывают отношения” между Тегераном и Баку и направлены против “территориальной целостности и суверенитета” Азербайджана. Заявления посла, которые пришлись не по душе Баку, прозвучали в студии CivilNet, в беседе с Георгием Мирзабекяном. Что же на самом деле сказал иранский дипломат? Представляем ключевые моменты интервью с послом.

Об отношениях Армении и Ирана

Как оценивaет посол отношения Армении и Ирана?

«Несмотря на то, что наша самая маленькая граница – с Арменией, она является нашей лучшей границей. У нас никогда не было угрозы со стороны Армении, и Армения никогда не чувствовала угрозы со стороны Ирана. Наша граница – это граница дружбы и взаимной выгоды.

Для Армении – это граница для связи с Ираном, Персидским заливом и южными странами и для выхода в Индию и в свободное море. Для Ирана Армения – путь выхода на север, в Грузию, Черное море и страны, расположенные вдоль северного пути.

Мы всегда поддерживаем друг друга в политической сфере. Две страны всегда поддерживали друг друга на разных международных площадках.

Позиции двух стран относительно региональных и глобальных событий очень близки, и между двумя странами есть взаимное доверие в политической сфере. Контакты между высокопоставленными должностными лицами двух стран всегда были на лучшем уровне, и между министерствами иностранных дел двух стран существуют конструктивные и очень хорошие отношения».

О правах армян Нагорного Карабаха

Какова официальная позиция Ирана по вопросу агрессии Азербайджана против Арцаха и по правам карабахских армян?

«Oфициальная позиция Ирана по Карабаху ранее была заявлена: мы признаем территориальную целостность и Армении, и Азербайджана в соответствии с международными нормами и нормами ООН, но это не означает, что должны быть нарушены права тех людей, которые там находятся.

Мы считаем, что права народа Карабаха должны быть обеспечены, права каждого человека должны быть обеспечены. Страна, которая считает этих людей своими гражданами, должна обеспечить такие условия, чтобы они чувствовали себя в безопасности и не покидали свою землю и дома. Они должны иметь возможность реализовать свои права. Это реальность, которую никто, включая Азербайджан, не может игнорировать.

Когда возник карабахский кризис, и беженцы из Карабаха прибыли на территорию Армении, я навестил группу беженцев в Капане. Я спросил их, почему они покинули регион, и они ответили, что их жизнь была в опасности. Они требовали, чтобы международные структуры помогли им вернуться в свои дома. Мы являемся сторонниками обеспечения законных и легитимных прав жителей Карабаха».

О “коридоре” через Сюник

Что думает посол Ирана о коридоре через юг Армении, Сюник, который требуют от Еревана Баку и Анкара? Тегеран не раз заявлял о том, что не позволит изменения границы с Арменией. Является ли это для Ирана тем принципиальным вопросом, в котором он не отступит?

«Наша позиция по этому вопросу была озвучена на таком уровне, что никто не может ее изменить. Это – не позиция обычного человека или среднего звена. Это – позиция Верховного лидера нашей революции, который очень четко заявил, что мы не принимаем и не потерпим каких-либо геополитических изменений.

Смысл этой четкой и ясной позиции заключается в том, что мы являемся сторонниками независимости, территориальной целостности и суверенитета Армении и против всего, что нарушит международные границы.

Об упомянутом Вами коридоре должен сказать, что в международной терминологии коридор означает коммуникационный путь, но когда он обсуждается в контексте Армении, приобретает особый правовой смысл, и те, кто повторяют этот термин, используют его в особом смысле и имеют скрытые намерения.

Мы не против каналов связи. Естественно, что вы не можете быть в вечной войне со своими соседями, у вас не может быть вечное отсутствие отношений с соседями. В любом случае, однажды эти отношения будут восстановлены, однажды установится мир, и когда будет мир, естественно, будут отношения и границы, естественно, откроются дорожные, железнодорожные пути, транспортное сообщение. Никто не может с этим не согласиться. Но мы против тех коммуникаций и путей, которые находятся вне суверенитета Армении и ставят под вопрос независимость и правомочность Армении.

Нельзя сказать независимой стране, что она не должна реализовывать суверенитет на своей территории, и кто-то другой должен прийти и контролировать эту территорию. Мы против этого. С нашей точки зрения, путь, который находится вне контроля и суверенитета Армении, неприемлем. Это мышление, предполагающее геополитические изменения, мышление, предполагающее доминирование. Мы против доминирования.

О дороге через Иран, соединяющей Азербайджан с Нахиджеваном

А что насчет дороги, которая должна соединить Азербайджан с Нахиджеваном через территорию Ирана? В Армении ведутся обсуждения на эту тему, поскольку Азербайджан называет этот новый маршрут альтернативой пути через Сюник.

«Это вообще не ново, и вы не должны становиться пленником психологического давления, сформировавшегося вокруг этого вопроса. Возможно, за этой психологической пропагандой скрывается какая-то особая цель.

В прошлом азербайджанские грузовики въезжали на территорию Ирана для сообщения с Нахиджеваном. Грузовики перевозили топливо, проезжая, повреждали дорогу, она была не очень хорошей и очень длинной, и чтобы дорога стала короче и меньше повреждалась, направление дороги было изменено, чтобы грузовики могли легче передвигаться».

О развитии экономических отношений

Как посол оценивает армяно-иранские экономические связи?

«Армения – страна с небольшим населением, однако является хорошей платформой для отношений с 200-миллионным рынком Евразийского союза и может открыть путь для торговли с этими странами.

Вы знаете, что у нас очень хорошее сотрудничество в экономической сфере․ Между двумя странами проложен газопровод, и два месяца назад мы продлили контракт на поставку газа в обмен на электроэнергию. Это был большой стратегический шаг в отношениях между двумя странами. Благодаря этому контракту мы сможем увеличить импорт электроэнергии из Армении в обмен на газ втрое, а то и вчетверо. У нас очень хорошие программы с Арменией. Строится третья линия электропередачи, строительство которой, я надеюсь, будет завершено в ближайшие месяцы․

Недавно мы подписали с Арменией очень важный стратегический документ в сфере транспорта и дорожного строительства, который составляет около 212 миллионов долларов․

Армения – развивающаяся страна. Мы хотим внести свой вклад в экономическое развитие и процветание Армении. Объем нашего товарооборота составляет 711 миллионов долларов и в этом году достигнет примерно 1 миллиарда. Это означает, что мы открыли новые возможности, должны двигаться к новым возможностям и суметь их использовать. Официальные лица двух стран поставили цель довести объем товарооборота до 3 миллиардов.

Посмотрите, нельзя налить в этот стакан воду размером с кувшин, потому что его вместимость меньше. Мы должны создать инфраструктуру для этой торговли, чтобы довести объем товарооборота до 3 миллиардов.

В качестве первой инфраструктуры мы должны учитывать, что моста, который на данный момент существует между Арменией и Ираном, недостаточно и он имеет ограниченную пропускную способность. По мере увеличения количества грузовиков и развития торговли и транспорта возникает большая проблема с пропускной способностью. В ходе визита министра дорог и градостроительства Ирана мы решили построить новый мост через Аракс в Мегри, на границе Ирана и Армении.

Таможенные пункты двух стран должны развиваться, модернизироваться, должна быть внедрена электронная система.

Следующий шаг касается дорог. Дорога, ведущая на юг, в Иран, является очень важной дорогой, и это ваш единственный путь на юг. Это не самая лучшая дорога, но другого пути нет. Мы приступили к строительству дороги Агарак-Каджаран, а затем будут построены каджаранский тоннель и дорога Каджаран-Сисиан.

Иранские компании имеют очень большой потенциал в техническом и инженерном плане. Прямо сейчас в Иране строится 400-километровый тоннель, и это показывает наш потенциал. Иранские компании конкурируют со многими международными компаниями по потенциалу. Та же компания, которая выиграла тендер на дорогу Агарак-Каджаран, реализует в Туркменистане крупный проект стоимостью 700 миллионов долларов, в Таджикистане и других странах даже в Африке.

Подготовила Стелла Меграбекян

Написать комментарий