С момента подписания Меморандума о стратегическом сотрудничестве в области энергетики между Азербайджаном и Европейским Союзом прошло почти полтора года. Подписание документа в июле 2022 года воспринималось как начало нового старта в отношениях Азербайджан-ЕС. В условиях российско-украинской войны Евросоюз поспешно искал новые источники поставок газа, пытаясь избежать коллапса энергосистемы. В этом контексте Азербайджан рассматривался как один из возможных вариантов решения вопроса, учитывая то обстоятельство, что в конце декабря 2020 года был запущен “Южный газовый коридор”, и по газопроводам TANAP и TAP азербайджанский газ уже выходил на европейские рынки.
Меморандум 2022 года предусматривал году удвоить объемы поставок азербайджанского газа в Евросоюз до 20 млрд кубометров в год к 2027 году. Сразу после подписания меморандума различные экспертные круги стали сомневаться в возможностях его реализации. Среди причин отмечалась невозможность резкого увеличения объемов добычи газа в Азербайджане, а также рост внутреннего потребления газа в стране.
Тем не менее, в целом в Евросоюзе были склонны думать, что Азербайджан может сыграть определенную роль в снижении зависимости от российского газа. В свою очередь, Азербайджан использовал этот меморандум для интенсивного продвижения собственных интересов в Евросоюзе, в том числе в контексте армяно-азербайджанских переговоров. Пожалуй, не случайно, что именно в брюссельском формате переговоров стороны впервые согласились признать территориальную целостность друг друга в рамках советских административных границ 1991 года, что означало признание Арменией Нагорного Карабаха в составе Азербайджана.
В октябре 2022 года, а затем в мае и июле 2023 года Азербайджан использовал эти договоренности в качестве “легитимной основы” для требования ликвидации Нагорно-Карабахской Республики и всех ее государственных институтов, включая Армию обороны. Позиция Азербайджана была четкой: если все, включая Армению, признают Нагорный Карабах частью Азербайджана, то они должны также признать, что в Азербайджане не могут одновременно существовать два разных государства – Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика, и две разные армии – азербайджанская армия и Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики.
На какой стадии находится сотрудничество между Азербайджаном и Европейским Союзом спустя 16 месяцев после подписания меморандума? С 2023 года объемы азербайджанского газа, поставляемого в Евросоюз, составят около 11,6 млрд кубометров или около 3% импортируемого ЕС газа, значительную часть которого, около 9 млрд кубометров, получит Италия. Азербайджан поставляет газ и в другие страны ЕС – Греции, Болгарии, Венгрии. Однако на пути к увеличению объемов экспортируемого в ЕС газа до 20 млрд кубометров к 2027 году существуют значительные препятствия.
Для увеличения объемов поставок необходимы значительные инвестиции для увеличения пропускной способности всех трех газопроводов “Южного газового коридора”, в том числе за счет строительства новых компрессорных станций. Дополнительные финансовые средства необходимы также для увеличения объемов добываемого в Азербайджане газа. По состоянию на конец ноября 2023 года Азербайджан еще не подписал новые долгосрочные контракты на поставку газа, что послужило бы основой для новых инвестиций компаний, эксплуатирующих газовые месторождения и газопроводы.
Министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар еще 14 сентября 2023 года заявил, что у указанных компаний нет четких гарантий того, что государства-члены ЕС готовы заключить долгосрочные контракты с Азербайджаном на закупку газа, а без этих гарантий ни одна компания не инвестирует дополнительные миллиарды долларов.
Создавшаяся ситуация отчасти обусловлена существенным ростом поставок сжиженного природного газа в Евросоюз, что смягчило нехватку газа. Вдобавок ко всему, европейские государства не хотят отказываться от стратегии постепенного отказа от природного газа и развития возобновляемой энергетики. В сложившихся условиях европейские государства не склонны подписывать долгосрочные контракты на поставку газа, надеясь, что уже к 2030 году объемы потребления газа существенно сократятся.
У ЕС есть краткосрочная задача – обеспечить дополнительные запасы газа на ближайшие пять-шесть лет, а долгосрочные контракты на поставки трубопроводного газа не могут решить эту проблему. В то же время, без наличия долгосрочных контрактов, компании, эксплуатирующие азербайджанские газовые месторождения и газопроводы, идущие из Азербайджана в Европу, не могут инвестировать миллиарды долларов в увеличение объемов добываемого газа и пропускной способности трубопроводов.
В сложившихся условиях с 2027 года планы по поставке 20 млрд кубометров природного газа из Азербайджана в Евросоюз постепенно становятся все более нереалистичными. По всей вероятности, в ближайшие годы объем поставляемого из Азербайджана в Евросоюз газа может составить 12-13 млрд кубометров в год, а после 2030 года эти объемы могут даже снизиться, учитывая тенденции снижения объемов потребления газа.
Бениамин Погосян, политолог