На пути к родительству: особенности ЭКО и суррогатного материнства в Армении

Тигран Рубенович Бахшинян – врач, акушер-гинеколог и репродуктолог, который переехал из России относительно недавно. Сейчас он работает в центре «ЭКО-Фертилити Сентр». Анна Еганян побеседовала с доктором Бахшиняном об особенностях искусственного оплодотворения и сурматеринства в Армении.

Как обстоит проблема бесплодия в Армении? Каковы тенденции?

В целом этот вопрос принципиальных отличий от общей мировой статистики не имеет. Тренд связан с поздним планированием беременности в более позднем возрасте, и все эти цивилизационные издержки так или иначе касаются нас, как и любой другой постсоветской страны. То есть в этом плане мы не впереди и не отстаем ни от кого. Мы не можем сказать, что идет рост числа случаев бесплодия, потому что, в принципе, этот тренд присутствует везде. Мы можем сказать, что есть тренд роста количества пациентов с бесплодием, но этот рост в Армении не сильно отличается от той же Грузии, например, Российской Федерации или какой-то другой европейской страны. У нас [в Армении] полно молодых пар, которые успешно выходят замуж, беременеют, рожают и все это дело приурочивается, например, к возрасту, рекомендованному ВОЗ, то есть 25 лет плюс-минус. Мы не лучше и не хуже.

Каковы факторы, влияющие на рост статистики бесплодия?

Если говорить про Армению, у нас есть отдельная категория людей, которые обращаются именно с целью родить ребенка. Это связано с недавними военными конфликтами, даже рядом конфликтов. То есть это родители, потерявшие своих уже взрослых детей во время серий карабахских конфликтов. Вот этим мы, наверное, отличаемся от других стран. Это первый момент. И второй момент, то, что у нас есть государственная программа, которая помогает этим людям вновь стать родителями, в том числе с использованием не только классического ЭКО, к которому у нас все граждане, подходящие под определенные критерии, имеют доступ.

Есть ли такая тенденция в Армении, что мужчины позже признают или обращаются за помощью в лечении бесплодия?

Вы знаете, если говорить о какой-то именно специфике, связанной с Арменией, я вам могу сказать, что граждане Армении, проживающие здесь, не видят проблем в том, чтобы пойти на проверку спермограммы, более того, они очень часто приходят уже с готовой. То есть мне кажется, этот психологический барьер преодолен. По крайней мере, как человек начавший работать здесь, я не сталкивался еще ни с одним [мужчиной], который говорил бы: «Не буду или я в самом конце [проверюсь], вот если вы её всю проверите, там окажется, что с ней нет проблем, тогда я пойду». Такого разговора ни разу не было.

До того, как прибегнуть к суррогатному материнству, есть несколько шагов, которые можно предпринять, в том числе экстракорпоральное оплодотворение и прочее. Во-первых, каковы эти шаги? Насколько они приобретают популярность? И в каком случае речь может идти уже о суррогатном материнстве?

Во-первых, давайте внесем ясность в вопрос. Использование услуг суррогатной мамы возможно только тогда, когда люди прошли ЭКО, у людей есть эмбрион, который сохранен в клинике, то есть исходя из этого условия, мы уже ищем суррогатную маму, которой мы перенесем этот эмбрион от биологических родителей, соответственно, она его выносит, родит, и при этом ни при каких обстоятельствах не будет являться мамой, то есть никаких прав на этого ребенка иметь не будет. И все это, естественно, заранее обговаривается и с родителями, и с суррогатной мамой в присутствии юристов и нотариусов.
А когда же мы прибегаем к услугам сурмамы? Там есть целый ряд факторов, которые достаточно четко определены. Например, у женщины отсутствует матка, то есть нужно же куда-то эмбрион переносить. Или же состояние матки, эндометрия, (внутренний слой матки, куда беременность прикрепляется), не позволяет провести ЭКО. Причем, опять-таки, мы не сходу говорим: раз не позволяет эндометрия, нужно использовать суррогатную мать. Делается какое-то количество переносов, при этом к переносу эмбриона эта пациентка подготавливается, мы оцениваем результат. Если у нас продолжительное время производится какое-то количество попыток, и мы видим, что перспектив нет, и мы, перенеся эмбрион, потеряем его, тогда мы уже сами говорим, что, наверное, вам стоит задуматься о суррогатном материнстве.

Это то, что касается именно гинекологической части. Предположим, что проблем с маткой нет, но у женщины есть какие-то противопоказания со стороны общего состояния здоровья, то есть мы либо рискуем, что она не сможет доносить беременность, либо рискуем, что эта беременность поставит под угрозу ее жизнь или здоровье, тогда привлекается профильный специалист, который говорит, что беременность конкретно этой пациентке противопоказана. И в этом случае мы получаем эмбрион от пациентки, но выносить беременность уже приглашаем суррогатную мать.

Эмбрион можно получить с помощью яйцеклетки женщины, которой противопоказана беременность?

Да, если позволяет физиология. Опять-таки, отдельно у нас специалист пишет свое заключение, что стимуляция, например, чтобы получить яйцеклетку, не противопоказана (или наоборот), тогда мы можем собирать эти яйцеклетки, вообще используя ее естественные циклы. Если в одном стимулированном цикле мы можем, например, получить сразу 8 яйцеклеток, то в естественном цикле созревает одна, соответственно, нам приходится вызывать цикл несколько раз, кумулировать это, потом уже оплодотворять всех разом, и смотреть, какие у нас получились эмбрионы, и нужный эмбрион уже дальше переносить.

Перед любым ЭКО любая женщина кроме того, что проходит наши профильные обследования, также проходит достаточно серьезный общий перечень для уточнения состояния ее соматического здоровья. Это делается для того, чтобы мы были уверены, что беременность, которую мы вызовем в процессе ЭКО, не навредит ее здоровью, не создаст какую-то угрозу жизни в дальнейшем, вот, в течение этих последующих девяти месяцев. Вот приблизительно по той же логике мы двигаемся в плане суррогатного материнства.

Насколько трудоемкий процесс получения эмбриона?

Это зависит от вводных данных, то есть с чем пара пришла. То есть у молодой пациентки, у которой хороший запас яичников, мы можем посредством использования небольших доз препаратов получить, например, с одной попытки 10, 12, 15 яйцеклеток. Если у мужа сперма тоже удовлетворительного качества, то мы рассчитываем, что из всего этого мероприятия у нас на выходе будет 2, 3, 4 эмбриона, например. Дальше мы получили эти 4 эмбриона, естественно, мы не будем их все 4 переносить. Четверню выносить, родить, воспитать, накормить, напоить и все такое – непросто. То есть мы, например, можем перенести 1 эмбрион и заморозить 3 (заморозка абсолютно бесстрессовая для эмбрионов и они могут переживать ее годами). Соответственно, в таком раскладе мы рассчитываем, что с одной процедуры ЭКО при условии, что все хорошо, женщина забеременела с первого переноса, отходила и родила, то второй ЭКО ей не надо делать. Наблюдая ее естественный цикл мы можем рассчитать время, правильное для переноса следующего эмбриона, и при этом шансы уже будут даже выше.

А для женщины сам процесс сложный?

Смотрите, процесс стимуляции – это уколы, которые делаются подкожно и внутримышечно на протяжении в среднем от 8 до 10 дней. Большая часть этих препаратов колется достаточно терпимо. Дальше забор яйцеклеток происходит под наркозом, то есть через влагалище под контролем УЗИ. На датчик УЗИ прикрепляется специальная насадка, чтобы иголка, которой мы это делаем, шла строго в указанном направлении – ни влево, ни вправо, ни вверх и так далее. Это делается под легкой седацией, неглубокий наркоз, после которого 4 часа надо отходить. Иглы у нас тоже очень уже продвинутые, то есть они, во-первых, минимально травматичные, во-вторых, очень маленьких диаметров. Ну и, соответственно, доктор уже со стажем и знает, что делать. Пациентка после получения яйцеклеток через 2 часа уже спокойно может быть дома. И, соответственно, перенос эмбриона из себя вообще не представляет уже какой-то болезненности. Вводится сверхтонкий катетер, пациентка в сознании, пока идет процедура. Как правило, если нет каких-то технических трудностей, это все спокойно выполняется. Без какого-либо дискомфорта для пациентки.

Какие критерии для того, чтобы стать суррогатной мамой? Это сложная процедура?

Критерии, в принципе, тоже достаточно четко определены. То есть это должна быть женщина до 35 лет. Женщина, у которой уже есть свои дети. Отдельно прописано, что женщина, которая фигурирует как суррогатная мать, не может быть заодно донором яйцеклетки в этой программе для этой же пары. Чтобы исключить генетическое совпадение мамы, сурмамы и новорожденного ребенка. Она так же проходит все этапы обследований, для того чтобы понять, что ее текущее состояние здоровья не угрожает ей ничем в связи с предстоящей беременностью. И после этого профильный специалист или терапевт совместно с нами дает окончательное согласие, что конкретно данная гражданка может стать суррогатной мамой, и по состоянию ее здоровья нет никаких ограничений и рисков. Дальше это все закрепляется договорами, юристами, нотариусами и так далее, во избежание проблем на момент рождения ребенка, чтобы дальше пара получила своего законного ребенка и была счастлива, а суррогатная мама получила то, что она должна получить за свои услуги. И в конечном итоге наша цель, чтобы все были счастливы.

Как относится к суррогатному материнству общество в Армении?

Вы знаете… Мне кажется, борьба с предубеждениями должна проводиться предоставлением результата, который мы получаем, пройдя через все эти этапы. То есть это люди, у которых появляется шанс заиметь своего ребенка, генетически своего. Не знаю, надо ли объяснять, насколько это важно в целом для людей, которые хотят стать родителями? То есть у них физически нет другой опции, кроме как использовать это [сурматеринство]. Дайте нам хоть чуть-чуть тоже возможности кого-то сделать счастливыми, опять-таки используя те технологии, которые на сегодняшний день есть у нас на руках. Мы в принципе ничего такого глобального не совершаем.

С 2002 г. законодательство Армении разрешает суррогатное материнство. Закон «О репродуктивном здоровье человека и репродуктивных правах» закрепляет права и обязанности замещающей мамы, а также прописывает требования к ней:

  • возраст от 18 до 35 лет;
  • не менее одного родного ребёнка, который появился на свет естественным путём;
  • женщина имеет право стать сурмамой не более 2 раз;
  • положительный резус-фактор крови;
  • физическое и ментальное здоровье;
  • отсутствие судимости;
  • отсутствие кесарева сечения в прошлом;
  • письменное согласие супруга на участие в программе, если женщина замужем.

Беседовала Анна Еганян

Написать комментарий