Ереван должен незамедлительно отозвать свою подпись под заявлением от 9 ноября 2020 года

Министр иностранных дел России Сергей Лавров на днях сделал в Баку громкое заявление, отметив, что Армения саботирует процесс разблокирования коммуникаций между Арменией и Азербайджаном. На это заявление Лаврова отреагировало Министерство иностранных дел Армении, опровергнув утверждения российского чиновника и поставив под сомнение «конструктивное участие России в процессе нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном».

Словесная перепалка между Ереваном и Москвой продолжилась на следующий день, когда официальный представитель МИД России Мария Захарова, отреагировав на заявление Министерства иностранных дел Армении, обвинила Ереван в том, что он перекладывает вину на других, и попыталась на конкретных примерах доказать, что власти Армении в свое время отказались от договоренностей, достигнутых в процессе разблокирования.

Активизация российской стороны именно по этой теме понятна. После исхода армян из Нагорного Карабаха одним из вариантов для Москвы сохранить серьезный уровень влияния на процессы, происходящие на Южном Кавказе, являлся контроль над коммуникациями, проходящими через территорию Сюника. Примечательно, что эти заявления делаются после того, как и Ереван, и Баку публично подтвердили, что достигли соглашения об исключении пункта о разблокировании из текста мирного договора.

Другим фактором, который, вероятно, побудил Москву активизироваться в этом вопросе, являются попытки США достичь приемлемых для Баку и Еревана решений в процессе разблокирования. Речь, в частности, идет о заявлениях заместителя госсекретаря США Джеймса О’Брайена за последние месяцы. О’Брайен уже несколько раз публично заявлял о том, что открытие коммуникаций, проходящих через юг Армении, может значительно снизить влияние России в регионе. В конце прошлого года О’Брайен также говорил о принципах, на которых должен основываться процесс разблокирования региональных коммуникаций. Ключевым из этих принципов является исключение российского присутствия. Вашингтон также обсуждал со сторонами технические варианты реализации этих принципов, выдвинув идею доверить контроль над коммуникациями частной компании. Очевидно, что все это не могло остаться незамеченным в Москве.

Тем не менее, заявление Лаврова, сделанное в Баку, а также утверждение Захаровой о том, что Армения отказалась от взятых на себя обязательств, на данном этапе просто не актуальны. Архитектура безопасности и региональная конъюнктура, в условиях которых обсуждались эти вопросы, больше не существуют.

Для того, чтобы это де-факто обстоятельство превратить в де-юре реальность, Армения должна немедленно отозвать свою подпись под трехсторонним заявлением от 9 ноября. В Армении существует мнение, что этот шаг может создать дополнительные риски для региональной стабильности, поскольку это заявление является единственным документом, регулирующим режим прекращения огня между Ереваном и Баку после Второй карабахской войны.

Эти опасения на данном этапе преувеличены. С момента подписания заявления 9 ноября Азербайджан провел многочисленные военные операции как против Армении, так и в Арцахе, в конечном итоге достигнув своей главной цели – установления полного контроля над Нагорным Карабахом. В этом плане очевидно, что данный документ не может играть какой-либо сдерживающей роли, а если Азербайджан решит снова напасть на Армению, у него не будет проблем с поиском предлогов.

Неуместен также аргумент, согласно которому от заявления от 9 ноября можно официально отказаться только после подписания мирного договора. Если учитывать предусловия Азербайджана, то перспективы подписания этого документа в ближайшем будущем также туманны. Что касается возможных угроз, исходящих от России, то на фоне ситуации на украинском фронте Москва вряд ли будет готова использовать серьезные ресурсы для оказания давления на Армению. Более того, события последнего года показывают, что и Баку, и Еревану на данном этапе в отношениях с Россией удается достичь в некоторых вопросах результатов, которых ранее было невозможно достичь.

Тигран Григорян, политолог

Написать комментарий