В последнее время наблюдается рост напряженности в отношениях Азербайджана с Россией, что сопровождается усилением антироссийских настроений в азербайджанских СМИ и политических кругах. Это проявляется в критике российской политики и обвинениях во вмешательстве во внутренние дела Азербайджана. Поводом для азербайджанских претензий к России стало нежелание России исполнять требования азербайджанского президента об официальных извинениях за крушение пассажирского самолета азербайджанской государственной компании AZAL, наказании виновных и выплате адекватных компенсаций.
В феврале 2025 года власти Азербайджана потребовали закрыть представительство Россотрудничества в Баку, известное как “Русский дом”. Официальной причиной стало отсутствие юридической регистрации у организации, несмотря на многократные ранее обращения российской стороны с просьбой урегулировать этот вопрос.
Закрытие “Русского дома” демонстрирует серьезную готовность Азербайджана ограничить российское культурное и образовательное присутствие, что может повлиять на восприятие России в азербайджанском обществе.
В азербайджанских СМИ с позволения верхов стали разоблачать местных агентов российского влияния. Агентами, шпионами и руководителями “пятой колонны” были названы отставные азербайджанские политики и генералы, такие как: бывший глава МИД Мамедъяров, бывший серый кардинал азербайджанского политического истеблишмента и ближайший кадр, взращенный Гейдаром Алиевым, Рамиз Мехтиев, и бывший глава национальной безопасности Эльдар Махмудов. Сами обвиняемые, естественно, назвали такие сообщения смехотворными. Мамедъяров заявил, что те, кто его обвиняет в шпионаже в пользу России, делают это на основании того, что он получил образование в России, но в то же время он учился и в США, и его таким образом можно назвать и агентом ЦРУ. В каком-то смысле Мамедъяров прав, потому что при таких критериях определения агентов к ним можно причислить главу Госбезопасности Нагиева, окончившего Высшую школу КГБ СССР, министра обороны Гасанова, окончившего военное училище и служившего в России, и даже президента Алиева, студента и преподавателя МГИМО, где, в принципе, помимо дипломатических кадров, готовили и готовят будущих информаторов российских спецслужб и агентов влияния.
Азербайджан и Россия поддерживают стратегическое партнерство, между странами подписано множество документов о дружбе и партнерстве, последним, самым значимым документом стала московская Декларация о союзническом взаимодействии. Но отношения между странами строятся в основном на прагматизме и балансе интересов.
Азербайджан положительно оценил роль России при решении нагорно-карабахского конфликта в свою пользу, причем как действия России во время войны 2020 года, так и последующие действия миротворческого контингента в Нагорном Карабахе до сентября 2023 года. Москва же ценит нейтралитет Азербайджана по Украине – Азербайджан не присоединился к санкциям против России, хотя и не оказывает явной поддержки Москве и признает территориальную целостность Украины.
Россия входит в число крупнейших торговых партнеров Азербайджана. Между странами осуществляется тесное сотрудничество в энергетической сфере, сельском хозяйстве и транспорте.
Азербайджан играет ключевую роль в проекте транспортного коридора “Север-Юг”, связывающем Россию, Иран и Индию. Вполне возможно, что Азербайджан как инициатор нагнетания напряженности повышает свою значимость в глазах России, используя свое географическое положение в проекте коридора “Север-Юг”.
Баку понимает, что Россия нуждается в бесперебойном транзите товаров через Азербайджан в условиях санкционного давления Запада. Ограничение или усложнение транзита может создать значительные трудности для российской торговли.
Азербайджан также активно развивает сотрудничество с Турцией (например, проект Срединного коридора, альтернативного проекту “Север-Юг”). Это даёт Баку рычаг давления на Москву, который используется для получения политических и экономических дивидендов.
В нынешних условиях Баку может стремиться выторговать у России максимально выгодные условия для себя и довести до минимума влияние Москвы на свою внутреннюю и внешнюю политику. Россия со своей стороны также имеет инструменты давления на Азербайджан, которые потенциально может использовать.
Это в первую очередь миграционная политика. Россия может усилить контроль над азербайджанскими трудовыми мигрантами, работающими на её территории, что может оказать негативное влияние на экономику Азербайджана. Азербайджанские трудовые мигранты в России являются основным источником денежных переводов в Азербайджан. Только за январь-сентябрь 2024 года объем денежных переводов из России в Азербайджан составил 410,7 млн долларов, а в 2023 году объем денежных переводов из России в Азербайджан составил более 1 млрд долларов.
Теоретически Москва способна ввести ограничения на импорт азербайджанских товаров или усложнить условия для азербайджанского бизнеса в России, что негативно скажется на торговых отношениях между странами. При этом под азербайджанским бизнесом нужно понимать и бизнес тех крупных азербайджанских бизнесменов, которые являются гражданами России и заодно ведут активную проазербайджанскую лоббистскую деятельность в высших политических кругах России.
Россия является крупнейшим импортером ненефтяной продукции из Азербайджана, обеспечивая стабильный рынок сбыта для азербайджанской продукции. Государственная программа азербайджанского правительства предусматривает доведение ненефтяного экспорта с нынешних 3,4 млрд долларов до 5 млрд долларов в 2026 году, и без российского рынка сбыта достичь этой цели будет практически невозможно.
В 2024 году общий объём товарооборота между Азербайджаном и Россией достиг почти 4,8 млрд долларов, что на 10,1% больше по сравнению с 2023 годом. Из этой суммы экспорт Азербайджана в Россию составил 1,3 млрд долларов, что на 8,7% больше, чем в предыдущем году.
Таким образом, Россия остаётся одним из ключевых торговых партнеров Азербайджана, особенно в сфере ненефтяного экспорта. Азербайджан поставляет в Россию разнообразную продукцию, среди которой преобладают сельскохозяйственные товары, продукты питания, химическая продукция, полимеры и текстиль. В то же время импорт из России играет значительную роль в экономике Азербайджана. В 2024 году объем импорта из России составил 17,2% от общего объема импорта Азербайджана.
Зависимость от российского импорта особенно заметна в сельскохозяйственном секторе, где Россия обеспечивает значительную часть потребностей Азербайджана в зерновых и продовольственных товарах, а также в поставках нефти и нефтепродуктов, промышленных товаров и стройматериалов.
Несмотря на активное военное сотрудничество с Турцией и Израилем, Азербайджан долгое время закупал российское вооружение и устойчиво развивал военное и военно-техническое сотрудничество с Россией. Азербайджан закупил у России вооружения на сумму свыше 5 млрд долларов, что сыграло значительную роль в укреплении обороноспособности страны.
Однако после 2020 года в вопросах приобретения вооружений Баку стал больше ориентироваться на Турцию, Израиль, Пакистан и ряд европейских стран. Это может быть связано и с тем, что российский военно-промышленный комплекс в сложившихся обстоятельствах сосредоточен на внутренних потребностях.
Президент Азербайджана в интервью “РИА Новости” в декабре 2024 года сообщил, что за последние три года новых контрактов на закупку российского оружия не подписывалось, но Азербайджан направил заявки на приобретение российского вооружения и планирует продолжить сотрудничество в этой сфере по мере готовности российской стороны. На вооружении Азербайджана состоят многие виды военной техники российского производства, к которым постоянно требуются запчасти и техническое обслуживание.
Напряженность в отношениях между Россией и Азербайджаном может развиваться по нескольким сценариям, но наиболее вероятным выглядит путь поиска компромисса, которому сегодня предпочитает следовать, в первую очередь, Россия. Более чем вероятно, что Баку и Москва могут найти взаимоприемлемый выход. Россия не заинтересована в ухудшении отношений с Азербайджаном, особенно на фоне её геополитических проблем, связанных с войной в Украине и санкционным давлением.
Азербайджан, несмотря на тесное союзничество с Турцией, не станет полностью портить отношения с Россией, стараясь избегать будущих экономических и политических рисков.
Баку показывает Москве, что у него есть альтернативные партнёры, но при этом вряд ли перейдет некие грани дозволенного в отношениях с Россией, чтобы не переходить к открытому конфликту. Отношения могут некоторое время оставаться прохладными, но вряд ли перерастут в открытое противостояние.
В случае если ситуация примет новые обороты и России придется занять жёсткую позицию (например, введение экономических ограничений, создание барьеров для трудовых мигрантов и усиление антиазербайджанского информационного фона), то напряженность может возрасти и привести к кризису в отношениях. Но на данный момент Россия делать этого не собирается.
Высокопоставленные официальные лица Кремля либо не высказываются в жестком ключе относительно антироссийских действий Азербайджана, либо выражаются отстраненно, намекая на некие третьи силы, которым не удастся вбить клин в российско-азербайджанские отношения.
В конце концов, как сказал в своем последнем интервью Мамедъяров: «После официального окончания всех следственных действий по делу катастрофы азербайджанского пассажирского самолета Россия обязательно принесет официальные извинения Азербайджану, накажет виновных и выплатит затребованную компенсацию».
Другое дело, удовлетворится ли Азербайджан наказанием тех виновных, которых определит сама Россия, и как будут оформлены извинения России.
Впрочем, и по Азербайджану пока не видно намерений усиливать градус напряженности, кроме того, что уже было совершено и озвучено, дополнительно ко всему введя ограничения против деятельности российских государственных СМИ на территории Азербайджана.