Механизм Баку-Степанакерт должен быть международным, а не “международно видимым”

Несмотря на блокировку Азербайджаном Лачинского коридора, переговоры по мирному договору между Баку и Ереваном продолжаются. Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов назвал процесс, который идет на данном этапе, “онлайн-дипломатией”, когда стороны обмениваются своими вариантами проекта мирного договора. После мюнхенской встречи Никола Пашиняна и Ильхама Алиева различные акторы заявили об определенном прогрессе в переговорах по мирному договору.

Тем не менее, прогресс в этой повестке продолжает зависеть от договоренности о создании механизма прямых переговоров Баку-Степанакерт.

Власти Армении публично заявляют, что будут готовы подписать мирный договор с Азербайджаном, если вышеупомянутый переговорный механизм будет претворен в жизнь. Напомним, что президент Азербайджана в Мюнхене выразил готовность начать диалог с “карабахскими армянами”, если Рубен Варданян покинет Арцах. Заявления о возможности диалога со Степанакертом азербайджанская сторона делала и раньше, исключая, однако, какое-либо международное участие в этом процессе. Баку считает все вопросы, связанные с Нагорным Карабахом, своим внутренним делом.

Власти Армении в последние месяцы говорили о создании механизма международного механизма или механизма с международным компонентом между Баку и Степанакертом. Создание такого механизма позволило бы продолжить переговоры по окончательному урегулированию нагорно-карабахского конфликта даже после подписания мирного договора. Тем не менее, в последнее время в заявлениях армянских чиновников произошло тревожное изменение акцентов.

Так, министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Люксембурга 22 февраля заявил о необходимости “международно видимого диалога” между Баку и Степанакертом․ Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян на брифингах и интервью последних дней также использовал формулировку “международный обозримый механизм”.

Примечательно, что спецпредставитель Евросоюза по вопросам Южного Кавказа Тойво Клаар в интервью радиостанции «Свобода» 27 февраля также использовал формулировку “реальный и видимый диалог”. В другой части интервью он отметил: «Некоторые обсуждения могут проходить за закрытыми дверями․ Но самое главное то, что это видно, в первую очередь, населению Карабаха, а также международному сообществу. А это само по себе является средством различными способами привлечь международное сообщество».

Из комментария Клаара можно сделать вывод, что в переговорном механизме международный компонент заменен принципом видимости. Учитывая формулировку, используемую вышеупомянутыми армянскими чиновниками, можно предположить, что этот подход приемлем и для Армении. Это крайне опасные развития, которые могут направить весь процесс по желаемому для Азербайджана сценарию.

Отсутствие международной составляющей или активного участия в возможном диалоге между Баку и Степанакертом превратит эти контакты в процесс интеграции, о котором заявляет Азербайджан. Международное участие в переговорах не может быть заменено принципом видимости. Без четкого формата и реальной международной составляющей Азербайджан может просто представить контакты между Баку и Степанакертом по практическим, неполитическим вопросам как диалог.

Следует констатировать, что в случае, если процесс пойдет по вышеуказанному варианту, не будет никаких гарантий реального переговорного процесса по вопросам безопасности и прав населения Нагорного Карабаха. Азербайджан будет беспрепятственно использовать этот процесс для достижения своих стратегических целей.

Тигран Григорян, политолог

Написать комментарий