Глава МИД Индии впервые посетил Армению: что ожидать от армяно-индийских отношений?

Добро пожаловать на Обзор недели с Эриком Акопяном. На этой неделе обсуждаем две темы. Одна касается иска Армении против Азербайджана в Международном суде в Гааге. Вторая часть шоу касается исторического, но не столь заметного визита министра иностранных дел Индии Субраманьяма Джайшанкара в Армению.

Начнем со слушаний в Гаагском суде, которые начались 16 сентября. Поданный Арменией иск и встречный иск Азербайджана были основаны на Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Проанализируем самые важные эпизоды поданного Арменией иска. Первое дело касается освобождения незаконно удерживаемых Азербайджаном военнопленных. Как вы знаете, Азербайджан удерживает десятки или, возможно, сотни военнопленных и гражданских лиц, точное число не сообщается. Эти люди заключены в азербайджанских тюрьмах, что абсолютно не имеет никакого оправдания, учитывая тот факт, что заявление о прекращении огня призывает освободить всех военнопленных.

Второй эпизод касается призыва Армении прекратить ненавистнические высказывания в адрес армян и закрыть нацистский парк трофеев в Баку, в котором выставлены высмеивающие армянских военнослужащих манекены. Перед слушаниями алиевский режим отступил и удалил из парка каски погибших армянских солдат и манекены, тем самым признавая, что нарушил международную конвенцию.

Третий эпизод в иске Армении против Азербайджана касается требования прекратить уничтожение армянского культурного наследия и предоставить возможность посещения армянами культурных памятников (храмов, памятников и иных) на подконтрольной ему территории, а также принять реальные меры для сохранения этих памятников. Как известно, с того момента, как, в частности, Шуши и Гадрут перешли под контроль Азербайджана, на этих территориях началась кампания по уничтожению армянских памятников в стиле ИГИЛ.

Азербайджан подал встречный иск против Армении в международный суд ООН. Он утверждает, что минирование перешедших под его контроль территорий является дискриминацией, что абсурдно, так как мины убивают одинаково всех, независимо от того, вы – армянин, иранец или аргентинец. Так что, минирование территорий не является дискриминацией.

Во втором эпизоде они требуют от армянского правительства остановить ненависть в Твиттере и закрыть организацию ВОМА, которая по сути является Школой выживания. Все это свидетельствует о слабости поданного Азербайджаном иска на фоне вопросов военнопленных, уничтожения памятников и систематической ненависти по отношению к армянам, которая стала частью культуры алиевского режима.

Слушания в Гаагском суде продолжались 2-3 дня, вердикт будет вынесен где-то через месяц, довольно скоро.

Но здесь важно не только то, что происходит в самом суде, но и процессы, происходящие вокруг дела. Нам предстоит вынести несколько уроков из этого всего. Первый урок: если ты борешься, это дает положительный результат. Мы должны всегда противодействовать нарушениям наших прав, выходить против авторитарного режима Баку.

Каков наш план? Каждое военное преступление, которое произошло в прошлом году и до сих пор продолжается, должно быть предано публичной огласке, ибо всякий делающий злое, ненавидит свет.Наша миссия в том, чтобы проливать свет и привлекать внимание мира ко всем этим зверствам.

Из прошлого года мы вынесли еще один урок: наши жизни не имеют ценности для мира. Нашими действиями мы должны показать, что виновные за нарушение наших прав, за убийство наших граждан заплатят по полной.

Перейдем ко второй теме – историческому визиту министра иностранных дел Индии Субраманьяма Джайшанкара в Армению на прошлой неделе. Думаю, люди до сих пор в плену некоторых стереотипов об Индии: танцевальная музыка, кино или другие культурные моменты. На самом деле Индия – вторая самая важная страна в Азии. Факт, что это – первый визит министра иностранных дел Индии, не делает чести армянской внешней политике, это должно было произойти давно.

Мы видим, что не только Армения заинтересована Индией, но и Индия заинтересована Арменией. В данном случае мы имеем дело с корреляцией интересов, особенно, в вопросе строительства международного транспортного коридора «Север-Юг». Индия строит гигантские сооружения в иранском порту Чарбахар в Оманском заливе. Это позволит Индии экспортировать свои товары через территорию Ирана и Армении в Грузию, а далее в Европу или через Грузию в Россию. Еще один фактор, который привлек сюда Индию, присутствие Пакистана. Как мы знаем, существует союз Азербайджана, Турции и Пакистана, последний участвовал в учениях вблизи границ Ирана.

Какова наша задача на данном направлении? Индия – мировой гигант, не она должна продвигать сотрудничество с нами, а мы – с ней.

Здесь есть 4 важных вопроса. Первый вопрос – военное сотрудничество, есть много сфер, где мы можем сотрудничать: приобретение оружия, производство оружия, продажа оружия. На этом треке мы должны быть проактивны.

Второй вопрос – торговые отношения. Есть много областей, где наши экономики стыкуются, в частности, в сфере высоких технологий, а с недавних пор, в сфере труда. Как известно, в Армении много индийцев, которые задействованы в области сельского хозяйства, технологий и позволяют заполнить дефицит местной рабочей силы.

Третье направление – политическое. Мы должны создавать очень четкие политические союзы. С Индией – это вопрос Кашмира, борьба с терроризмом и союз против Пакистана. Нет абсолютно никакого фактора, сдерживающего нас от проиндийской позиции.

И под конец, это важно с точки зрения политики периферии. Не секрет, что после войны опции внешней политики Армении ограничены. Нам трудно предпринимать что-либо, противоречащее российским интересам в нашем регионе, исходя из интересов нашей безопасности.

Очевидно, что чем дальше от региона, тем меньше вероятности присутствия российских интересов. Индия – страна, где мы можем укрепиться политически, экономически и сотрудничать в некоторых военных сферах. Этот тот случай, когда мы можем создавать партнерство с мировыми игроками, не ставя под угрозу отношения с нашим главным политическим и военным союзником – Россией.

Написать комментарий