Фонд Enterprise Armenia: консьержи и поручители бизнеса за счет бюджета

Левон Халатян

Фонд Enterprise Armenia – организация, претендующая на развитие бизнеса, привлечение инвестиций и существующая, конечно, на деньги налогоплательщиков. Годовые расходы на зарплаты и административные расходы составляют около 550 млн драмов.

Еще 15-20 лет назад контора содействовала малому бизнесу – семинары, курсы, консультации и так далее. Шлейф тогда был не совсем приятный, впрочем как и результаты. Но деньги были освоены полностью.

В отличие от других фондов, данной организации свойственна некоторая открытость. ANIF, ARFI, E+S и Amber Capital в лучшем случае уклонялись от ответов, в худшем – проявляли агрессивность.

В случае с фондом Enterprise Armenia один из руководителей таки согласился ответить на вопросы. Он рассказал, что Enterprise Armenia занимается тем, что сопровождает инвесторов по тернистому пути ведения бизнеса в Армении, помогает преодолевать трудности.

«Если вы планируете инвестировать в быстро развивающуюся экономику Армении или расширить существующий бизнес, мы готовы оказать вам всестороннюю поддержку. На протяжении реализации инвестиционной программы наша команда будет сопровождать вас с помощью доступных ресурсов и обеспечивать успех ваших бизнес-инициатив», – гласит сайт фонда.

Если конкретнее, то если, например, у какого-либо инвестора таможенники остановят фуру с товаром и начнут предъявлять какие-то требования, то инвестор может связаться с фондом Enterprise Armenia, который в свою очередь займется вопросом. Таких случаев очевидно немало.

Enterprise Armenia называет это “консьержинг”. Он также помогает регистрировать фирмы, общаться с госорганами, делать презентации. Звучит красиво, но не более.

Дискуссия, тем более полемика не входят в планы – просто слушать.

Теперь рассмотрим вопрос с другого ракурса.

Какая же инвестиционная привлекательность у Армении, если нужен специальный фонд с десятками сотрудников, чтобы решать простейшие задачи? Или целью этого является оправдание собственного существования? Почему же деятельность фонда не направлена на искоренение пагубных явлений? Почему нет никаких законодательных инициатив по запрету незаконной “остановки фур”? Почему Enterprise Armenia не приложил усилий для того, чтобы сделать качественный перевод гражданского, налогового и административного кодексов и других необходимых законов на английский язык?

На вопрос, почему на сайте нет информации о случаях “спасения” фур, последовал ответ, что это не афишируется, чтобы “не нанести вред инвестиционному климату”. Почти смешно.

Деятельность Enterprise Armenia не ограничивается помощью инвесторам. К примеру, если у малого предпринимателя нет кредитной истории или залога, но нужен кредит для развития бизнеса, фонд может стать поручителем перед банком. Если предприниматель не возвращает кредит, банк списывает сумму со счета фонда. Все бы хорошо, но, согласно отчетам, из 1,8 млрд драмов выданных поручительств не вернулось более 1 млрд драмов. В любом другом банке если бы процент невозврата превысил 20%, то последовали бы увольнения, а тут 55% невозврата и все нормально. Чем же занимались десятки сотрудников? Фонд, по их словам, судится и пытается вернуть деньги, но перспективы туманны.

А пока в сухом остатке минус 550 млн драмов зарплат и админрасходов в год и более 1 млрд драмов невозвратных кредитов. По сравнению с фондом ANIF, это мелочи – там размах был космический. И деятельность (не путать с эффективностью) Enterprise Armenia можно как-то ощутить. У ANIF и его дочек деятельность была равна нулю.

Таких фондов десятки. И все тратят деньги налогоплательщиков.

***

Левон Халатян является старшим партнёром консалтинговой компании Alias LLC.

Написать комментарий