Что такое антидискриминационный закон и почему он нужен Армении?

«Несмотря на то, что Армения была одной из первых стран в регионе, которая одобрила Декларацию ООН о сексуальной ориентации и гендерной идентичности в декабре 2008 года, по состоянию на январь 2024 года не существует законодательства, защищающего ЛГБТ-сообщество от дискриминации. Но Антидискриминационный закон – это не только о правах ЛГБТ-сообщества Армении, он включает в себя также защиту прав всех социальных групп страны.

Как отмечает Мамикон Овсепян, директор по коммуникациям правозащитной организации “Пинк”, “когда вынужденные переселенцы из Арцаха переехали в Армению, они столкнулись с сильной дискриминацией на месте, но за неимением данного закона, они не могут защитить свои права. Закон нужен всем”. Овсепян добавляет – люди будут защищены от дискриминации и смогут обратиться в суд на законных основаниях. Подчеркивается также профилактический аспект закона, при котором жители и гости страны будут лучше понимать свои и чужие права – что можно, а что – нет.

Такого же мнения придерживается и Андраник Ширинян, региональный представитель Freedom House Armenia. Он считает, что принятие “антидискриминационного” закона является важнейшим обязательством в соответствии с Соглашением о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, подписанным с ЕС. В то же время, он уверен, что это обязательство не должно выступать в качестве единственного стимула.

«Шансы на принятие закона в 2024-м году действительно есть, так как страна уже приняла Human Rights Action Plan, в котором прописано, что в этом году закон должны принять, но вопрос в том, в каком виде он будет принят и насколько действенным он будет. Если закон будет принят в декларативном виде, как и предусматривается в данный момент, это будет значить, что он – нерабочий, потому что в случае его декларативности не будет механизма по борьбе с дискриминацией, а имеющиеся механизмы очень слабые»,- отмечает Мамикон Овсепян.

Более того, чиновники старательно обходят стороной включение в закон пункта о гендерной идентификации и сексуальной ориентации, что противоречит принципам демократичности и инклюзивности общества.

Андраник Ширинян считает, что в законодательстве приоритет должен отдаваться защите прав всех уязвимых групп. Невключение представителей ЛГБТ+ в закон может быть истолковано как приглашение к дискриминации по отношению к этой группе.

Более того, по статистике, доступной правозащитным организациям, известно, что больше всего дискриминации подвергаются именно представители ЛГБТ+ сообщества. Случаи дискриминации фиксируются также женскими ресурсными центрами и случаются они во всех социальных сферах: на работе, в медицинских центрах, учебных заведениях, развлекательных центрах и пр. По мнению экспертов, пункт гендерной идентификации и секусальной ориентации пробуют обойти стороной по весьма приземленным причинам: партии правого толка и пророссийские политические силы Армении манипулятивно утверждают, что этот закон будет способствовать проведению гей-парадов, или гей-свадеб, что не соответствует реальности.

В ответ на письменный запрос, Министерство юстиции Армении, прислало текст, в котором отсутствовали какие-либо упоминания дискриминации по сексуальной ориентации, или гендерной самоидентификации: «Согласно статье 4 законопроекта “Об обеспечении равенства”, дискриминация определяется как действие, бездействие, регулирование, отношение или политика, которые выражаются в дифференциации, исключении, ограничении или предпочтении прав и свобод человека, если такая дифференциация, исключение, ограничение или предпочтение не являются необходимыми в демократическом обществе или если нет условий разумной соразмерности между преследуемой законной целью и выбранными средствами в зависимости от пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических особенностей».

Таким образом, по сей день, вот уже 6 лет, проект обсуждается, а правозащитники делают всё возможное, чтобы закон был не только рабочим, но в него были включены и наиболее уязвимые группы населения, такие, как, например, представители ЛГБТ+ сообщества Армении. К сожалению, добавляет Ширинян, задержка принятия закона также является следствием изменения приоритетов правительства, вызванного ситуацией в области безопасности.

«Правительство должно понимать, что антидискриминационные меры необходимы для построения жизнеспособных, инклюзивных обществ, которые лучше подготовлены к решению разнообразных проблем государственной безопасности», – добавляет он.

В данный момент есть первый проект, в котором определяется понятие “дискриминации” и указывается лишь несколько её видов, также не зафиксированы все виды дискриминации, которым подвергаются люди, но указан порядок судебного процесса, и то, как закон будет работать. Но проект ещё “сырой” и требует доработки.

В свою очередь Совет Европы в январе 2024-го года очередной раз призвал Армению принять закон с учетом всех необходимых пунктов. 20 депутатов Европарламента подписали это обращение и опубликовали его.

Каков будет ответ армянского правительства?

Анна Еганян

Написать комментарий